Двухуровневый бюджет: все новое – хорошо проверенное старое

«Двухуровневый бюджет - это значит, что теперь в Кыргызстане будет республиканский бюджет и местные бюджеты 25 городов и 425 айылных аймаков, - рассказал начальник управления межбюджетных отношений Министерства финансов Зоотбек Кыдыралиев. - И все районные структуры по главе с акимами будут финансироваться через республиканский бюджет».

Бишкек – ИА «24.kg», Ирина ДУДКА
«Двухуровневый бюджет - это значит, что теперь в Кыргызстане будет республиканский бюджет и местные бюджеты 25 городов и 425 айылных аймаков, - рассказал начальник управления межбюджетных отношений Министерства финансов Зоотбек Кыдыралиев. - И все районные структуры по главе с акимами будут финансироваться через республиканский бюджет».
С 2012 года Кыргызстан переходит на двухуровневый бюджет.
Для рядового кыргызстанца, живущего не в столице, это нововведение дает надежду на улучшение жизни и инфраструктуры его родного городка или села, в бюджет которых хлынут денежные потоки.
Плавали, знаем
Для Кыргызстана опыт существования двухуровневого бюджета не в новинку. Такая система была в стране в 2007-2008 годах. «За это время удалось значительно снизить долю дотационных сельских бюджетов, но в 2008 году реформу свернули, поскольку прежние власти стремились к построению вертикали, и бюджетная децентрализация никому не была нужна», - рассказала председатель правления Института политики развития Надежда Добрецова.
По ее словам, подобный опыт способен помочь в решении многих проблем регионального развития и улучшении жизни в селах и малых городах.
Практика, когда государственные власти делегировали полномочия органам МСУ, не финансируя их, прекратится. Попросту говоря, теперь МСУ не будут за свой счет выполнять функции государства.
«По Конституции полномочия между госорганами и МСУ разделены, но главная проблема в том, что мы не финансируем эти полномочия, - подтверждает Зоотбек Кыдыралиев. - Теперь благодаря реформе мы будем не только определять полномочия государства и органов МСУ, но и финансировать их цели, задачи и функции».
Денежные ручейки и реки
Согласно расчетам экономистов, объем финансирования местных бюджетов в 2012 году будет на уровне 22,4 миллиарда сомов. Это произойдет благодаря пересмотру нормативов налоговых отчислений.
Если ранее от подоходного налога в местные бюджеты попадало лишь 35 процентов, то теперь - 50 процентов в города республиканского значения, по 40 процентов - в города областного и районного значения, 10 процентов - в айыл окмоту. Также в местные бюджеты уйдет весь налог на основе обязательного патента.
Кроме того, впервые делится налог на пользование недрами, половина от которого пойдет в местные бюджеты. По мнению некоторых представителей гражданского общества, мера спорная, поскольку в мире подобной практики дробления нет. Ведь недра распределены не одинаково по регионам республики, а принадлежат всему народу. Как бы недовольные массы с наступлением тепла снова не вылились на площади и дороги. «Вы закладываете мину замедленного действия подобными мерами», - высказалась на встрече с вице-премьером по экономическим вопросам член ОНС при ГНС Рита Карасартова.
Тем не менее Джомарт Оторбаев не считает подобный эксперимент опасным.
Кто кому и чем обязан
Другой спорный момент - в том, что до сегодняшнего дня не разделены до конца полномочия государственных и местных органов власти. «Государство может некоторые функции передать МСУ на основании договора, и в законе об МСУ есть перечень полномочий, но как они будут передаваться?», - задается вопросом Зоотбек Кыдыралиев.
По его словам, нет нормативно-правовых актов, которые бы определили порядок и механизмы передачи делегируемых полномочий. «Сейчас главная проблема бюджетов МСУ, особенно городов, в том, что они выполняют функции и местного значения, и делегируемых полномочий, - продолжает он. - Сегодня около 40 процентов бюджета МСУ идет на выполнение государственной функции - финансирование образования. Через категориальные гранты финансируется только заработная плата учителей, а остальные расходы - за счет местных бюджетов».
Теперь все это должно остаться в прошлом. По мнению финансистов, главная цель перехода - укрепление местных бюджетов, предоставление им самостоятельности и стимулирование органов МСУ. «Есть план мероприятий, распоряжение правительства, и работа в этом направлении продолжится», - заверил Зоотбек Кыдыралиев.
Лицом к народу
Однако готовы ли сами местные власти к такому счастью? «Большая часть айыл окмоту и финансовых работников не совсем готова к этому, - уверен начальник управления межбюджетных отношений Минфина. - Они не почувствовали, что формируют бюджет, и по инерции считают себя преемниками сельсоветов. Не произошел перелом в голове руководителей органов МСУ».
В 2009 году Министерство финансов организовало выездные семинары для депутатов местных кенешей. «Мы ездили по всем регионам и видели, что они не готовы к процедуре составления бюджета, не знают даже своих полномочий по бюджету, а ведь это важная составляющая в работе любого органа. Но они привыкли выполнять указы сверху».
«В 2010 году Жогорку Кенеш ничего не сделал для развития местного самоуправления, но начавшиеся сейчас изменения дают надежду, что власти повернутся лицом к населению городов и сел», - считает Надежда Добрецова.
Сможет ли двухуровневая система насытить регионы деньгами и обеспечить людям на местах поднятие уровня жизни, и когда будут видны первые результаты? Пока ясно одно: процесс будет длительным.

www.24kg.org/economics/120897-dvuxurovnevyj-byudzhet-vse-novoe-ndash-xorosho.html