Жить лучше здесь и сейчас

Из хорошего села в город не побегут. Работать возле родного очага, быть рядом с близкими дорогого стоит. Не случайно же был период, когда миграционный поток снизился. Надежду людям подали реформы 2007 года, заметно повлиявшие на экономику страны.

Зинаида Сорокина, "Вечерний Бишкек"

Из хорошего села в город не побегут. Работать возле родного очага, быть рядом с близкими дорогого стоит. Не случайно же был период, когда миграционный поток снизился. Надежду людям подали реформы 2007 года, заметно повлиявшие на экономику страны. Тогда в числе местных налогов был налог с продаж. И не просто был, а органам местного самоуправления доверили его администрировать. Результат не замедлил сказаться - впервые сборы этого налога превысили плановые ориентиры. Был зафиксирован редчайший для республики случай - профицит госбюджета. Доходы подскочили на 42,4 процента!

Вывод, который напрашивается, прост, как репа: предоставьте сельским жителям возможность самим принимать решения, они проявят инициативу и найдут средства на их реализацию. В данном случае желание лучше жить первично, а деньги вторичны. Почему стоявшие в те годы у руля экономисты не проанализировали эту ситуацию, загадкой не является. Все прояснил последовавший затем откат децентрализации, когда органам МСУ оставили всего два незавидных вида налога. Как будто лидеры государства боятся народ, его независимости и самостоятельности. Вот и стараются держать его на коротком поводке, на положении вечного просителя.
Ныне формируется проект бюджета на 2012 год. Доходы местных бюджетов составят 23 миллиарда сомов. Если вычесть из этой суммы бюджет Бишкека (примерно пять миллиардов) и Оша (более одного миллиарда), а также категориальные гранты на зарплату учителей, то останется всего ничего - пяток миллиардов. На все оставшиеся города и населенные пункты! На что асфальтировать дороги, строить мосты, ремонтировать школы, убирать мусор?

Чтобы жить лучше здесь и сейчас, органам МСУ необходима реальная поддержка. Еще недавно они получали ее по линии ЮСАИД. Эксперты, опираясь на мировой опыт, консультировали, организовывали тренинги. Однако последние пару лет крупных проектов не было. Что тоже в какой–то степени способствовало откату процесса децентрализации назад. Таков был политический курс тогдашнего правительства, который вплоть до революционных событий 2010 года явно склонялся к упрочению власти в центре, а не на периферии. И только теперь, кажется, наметился желанный поворот в сторону регионов. Кстати, и новый проект подоспел с красноречивым названием "Голос граждан и подотчетность органов местного самоуправления: бюджетный процесс". Особая ценность его в том, что выполнять проект станет Институт политики развития. Наша кыргызстанская неправительственная организация одержала убедительную победу в тендере, оставив позади несколько иностранных компаний. Такое случилось впервые.

Дело в том, что прежде основной костяк сотрудников этого института трудился в целевых проектах ЮСАИД, связанных с продвижением местного самоуправления. У них имеется все, что нужно: профессиональные знания, практический опыт, доверие населения. Проект рассчитан на шесть с половиной лет. До 2018 года многие работники айылных аймаков, управленческих структур пройдут обучение и научатся жить и работать с максимальной пользой для своего сообщества.
В Институте политики развития настроены добиваться прежде всего стабильной финансовой устойчивости органов МСУ. А чтобы успехи сделать достоянием общественности, начали выпускать журнал "Муниципалитет". У проекта весьма солидные финансовые партнеры - Швейцарское бюро по сотрудничеству и британское Министерство по международному развитию. Может, с их помощью отечественное местное самоуправление крепко встанет на ноги. Еще не вечер.

http://www.vb.kg/paper/2011/12/14/172471_jit_lychshe_zdes_i_seychas.html