Бюджетный кодекс: комментарии, вопросы, ответы...

Бюджетный кодекс: комментарии, вопросы, ответы...

Комментарии к Бюджетному кодексу были представлены сегодня, 18 февраля, представителями Института политики развития.

19 февраля 2014 года в г. Бишкеке прошла пресс-сессия по проекту Бюджетного кодекса КР при участии журналистов и представителей СМИ. Спикером пресс-сессии выступила Назира Тюлюндиева, специалист по межбюджетным отношениям проекта "Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс". Модератором – Асылбек Чекиров, эксперт ИПР по бюджету. В пресс-сессии также принял участие представитель аппарата Жогорку кенеша КР Нарбеков Б.К.

В ходе пресс-сессии эксперты рассказали журналистам о предстоящих общественных слушаниях по проекту Бюджетного кодекса в ЖК, запланированных на 28 февраля 2014 года. Они поделились с участниками своими оценками законопроекта.

Тюлюндиева Н. рассмотрела подходы к регулированию размера дефицита бюджета в других странах и, проанализировав ситуацию в стране, предложила ввести законодательную норму, запрещающую дефицит бюджета по текущим расходам. 
"Только часть внешних заимствований направляется на инвестиции, тогда как другая часть – на покрытие текущих расходов бюджета. Инвестиции стране нужны, они позволяют экономике развиваться, улучшать социальную инфраструктуру, стимулировать предпринимательство и др. А текущие расходы – это деньги, которые мы используем на каждодневные нужды, т.е. проедаем сейчас, а в будущем их нужно будет отдавать уже с процентами! ", - рассказывала она. "Чтобы ввести правило, что текущие расходы не должны превышать бюджетные доходы, нужно отделить бюджет развития от бюджета текущих расходов".

Поэтому эксперты предложили прописать в Кодексе, что бюджет развития - это отдельный фонд (статья 27), а требование сбалансированности бюджета (статья 26) определить как сбалансированность текущих расходов и доходов бюджета, разрешив обоснованный уровень заимствований по бюджету развития.

Также, участники рассмотрели новую норму, вводящую механизм отрицательных грантов для местных бюджетов. Последние представляют собой принудительное изъятие доходов из местных бюджетов, что противоречит Конституции КР. По результатам обсуждений участники пришли к единому мнению, что отрицательные гранты негативно повлияют на местные бюджеты.

Со стороны участников также поступило множество вопросов, касающиеся законопроекта. Прежде всего, был поднят вопрос о необходимости принятия Бюджетного кодекса. Участники согласились, что введение Бюджетного кодекса позволит гарантировать стабильность бюджетного законодательства, поскольку кодекс в иерархии нормативно-правовых актов стоит выше обычного закона. Отраслевые законы, часто вступающие в противоречие с основным законом в настоящее время, когда их статус одинаков, не смогут "расшатать" основные бюджетные принципы в будущем. 

Особый интерес у участников вызвал вопрос новых полномочий Минфина (статья 73, которые могут стать основой для коррупционных схем. Предполагается, что Минфину будет разрешено:

  • открывать в Национальном банке и коммерческих банках счета по учету средств бюджетов, и иные счета для размещения временно свободных средств, предусмотренных законодательством;
  • размещать в Национальном банке и коммерческих банках временно свободные средства республиканского бюджета;
  • выдавать бюджетным учреждениям разрешения на открытие счетов в коммерческих банках.

По словам участников, такие полномочия противоречат антикоррупционной политике, проводимой Президентом, Правительством и ЖК.