Представитель Государственной регистрационной службы КР: "Мы готовим предложение об отмене Государственных актов, чтобы владельцы могли распечатать ее с компьютера"

Представитель Государственной регистрационной службы КР: "Мы готовим предложение об отмене Государственных актов, чтобы владельцы могли распечатать ее с компьютера"

Об этом заявил директор Департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество ГРС Исабеков Нарынбек на "круглом столе", проведенном 30 марта в Бишкеке.

30 марта 2015 года в Бишкеке были рассмотрены актуальные вопросы управления земельными ресурсами и муниципальной собственностью. Обсуждение было инициировано Институтом политики развития в рамках проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» (ГГПОМСУ) при участии Болота Асанакунова, эксперта по управлению муниципальной собственностью, и Венеры Болтобаевой, эксперта LBD – consulting.

Вопросы и задачи, поставленные организаторами «круглого стола», были рассмотрены при активном участии депутатов Жогорку Кенеша КР, руководителей органов МСУ и депутатов айылных кенешей некоторых муниципалитетов, представителей государственных органов и ГАМСУМО, СМИ и организаций гражданского общества.

В ходе «круглого стола» Венера Болтобаева представила участникам обзор проблем в управлении землями ГФСУ, в области управления землями населенных пунктов, проблем в области трансформации земель, а также проблем в области освоения малопродуктивных сельскохозяйственных угодий.

Эксперт в сфере муниципального управления Болот Асанакунов представил тему: «Управление муниципальной собственностью». Выступление было посвящено конкретным результатам исследования коучинга в пилотных муниципалитетах проекта ГГПОМСУ. В частности, обзору законодательства, регламентирующего процессы управления муниципальной собственностью, проблемам и инструментам решения проблем связанных с эффективным и прозрачным управлением муниципальной собственностью в муниципалитетах.

Глава айыл окмоту Кол-Торского муниципалитета Азизов Кубанычбек поделился с участниками проблемами в управлении землями на территории айылного аймака, а именно, о недоимках по сбору земельного налога, с невостребованных земель, недоимки, которые накапливаются много лет.

«На невостребованные земли устанавливается план сбора по земельному налогу, который не выполняется, - рассказывал глава муниципалитета. - В свое время была проведена земельная реформа, в процессе которой земли были распределены на земельные доли. Но многие из них до сегодняшнего дня не обрабатываются. Не могу обойти вниманием и проблему трансформации земель. С нашей стороны – со стороны муниципалитетов – готовятся пакеты документов по переводу земельных участков из одной категории в другую, зачастую в категорию земель под ИЖС – индивидуальное жилищное строительство. Пакеты документов отправляются в Республиканскую комиссию, а обратной связи нет, вопросы годами остаются не решенными».

Представитель проекта «Агрогоризонт» Тамчыбек Тулеев отметил, что на сегодняшний день нет единого государственного органа управляющего земельными ресурсами. Единый орган должен в себе совмещать все функции по контролю над эффективным использованием земельными ресурсами, а также государственной регистрации прав. По его словам, есть норма, которая гласит, что 10% поступлений от арендной платы должны поступать на мелиоративное улучшение данных земель, но эта норма на сегодняшний день не исполняется.

Глава Юрьевского АО привел пример, связанный с оформлением бесхозных земель. "В нашем АО есть земельные участки порядка 97-98 человек, которые на сегодняшний являются бесхозными - рассказывал он. - Мы неоднократно обращались в органы Госрегистра, но там просят справки о местонахождении и смерти собственников данных участков, которые мы не можем предоставить, так как эти земли были выявлены еще в начале 2000-х годов. Данные земли мы передаем в краткосрочную аренду, до востребования сроком на 1 год, но когда поступления от аренды повышаются, органы счетной палаты и прокуратуры требуют, почему мы не оформляем данные земли как бесхозные".

Директор Департамента кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество ГРС Исабеков Нарынбек, в свою очередь отметил, что Земельный кодекс был внесен до внедрения механизма частной собственности. А на сегодняшний день изменения в Земельный кодекс вносятся реактивным характером, в результате чего возникла проблема. "Мы готовим предложение об отмене Государственных актов, этих "красных" и "синих" книжек, чтобы человек мог распечатать ее с компьютера, а не носиться с этими "корочками" - сказал он.

Депутат Жогорку Кенеша КР Никитенко Наталья попросила участников, вносивших предложения, передать в комитет материалы, связанные с принуждением государственных органов, в том числе прокуратуры, ставить на баланс объекты, которые являются объектами, не относящимися к муниципальной собственности. "Задача нашей рабочей группы до завершения срока настоящего созыва внести предложения по изменению в земельное законодательство. Поэтому, просьба, вносить системные предложения в наш комитет, в том числе и через Резолюцию сегодняшнего "круглого стола" - обратилась депутат к участникам обсуждения.

По результатам «круглого стола», участники приняли Резолюцию, которая рекомендует Правительству Кыргызской Республики, в кратчайшие сроки:

  • провести анализ действующего законодательства Кыргызской Республики, регулирующего вопросы управления органами местного самоуправления земельными ресурсами и муниципальной собственностью и подготовить и внести в установленном порядке в Жогорку Кенеш проекты законов, направленные на устранение противоречий и пробелов в действующем законодательстве в области управления земельными ресурсами, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;
  • разработать и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша КР проект Закона КР о внесении изменении и дополнении в Типовое положение об условиях и порядке предоставления земель ГФСУ в аренду, утвержденного постановлением Жогорку Кенеша КР от 29 июня 2007 года №1997-III, предусматривающие:

1. методику определения лотов и стартовой арендной платы при предоставлении земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий;

2. порядок предоставления деградированных земельных участков Государственного фонда сельскохозяйственных угодий;

3. порядок предоставления земельных участков Государственного фонда сельскохозяйственных угодий семеноводческим, племенным, экспериментальным и др. хозяйствам.

  • разработать и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша КР проект Закона КР о внесении изменении и дополнении в Закон КР «О трансформации» и Временное положение о порядке перевода (трансформации) земельных участков, регулирующие порядок рассмотрения республиканской комиссией заявлений о переводе земельных участков.