Обзор законодательства: апрель-июнь 2015

Обзор законодательства: апрель-июнь 2015

Принятые законы вступили в силу со дня их официального опубликования.

  • Внесено изменение в Земельный кодекс КР и Закон КР «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения»

17 июня 2015 года Президент КР Алмазбек Атамбаев подписал Закон КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР». Закон вносит поправки в Земельный кодекс КР и Закон КР «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения».
Принятый Закон инициирован депутатом Жогорку Кенеша М.Салымбековым. Целью закона является приведения в соответствие Земельного кодекса КР и Закона КР «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения» с нормами конституционного Закона КР «О Правительстве КР» и Конституции КР.
В соответствии нормами Конституции КР и с пунктами 7 и 12 части первой статьи 10 Закона КР «О Правительстве КР» Правительство КР обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений и реализует права собственника государственного имущества.
В этой связи, инициатор законопроекта предлагает передать Правительству КР полномочие по утверждению «Типового положения об условиях и порядке предоставления в аренду земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий», который ранее согласно статьи 8 Земельного кодекса КР и статьи 13 Закона КР «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения» разрабатывался Правительством, а утверждался Жогорку Кенешем.
Закон принят Жогорку Кенешем 20 июня 2015 года и вступил в силу 22 июня 2015 года со дня его официального опубликования.

  • Внесено дополнение в Земельный кодекс КР

17 июня 2015 года Президент КР Алмазбек Атамбаев подписал Закон КР «О внесении дополнения в Земельный кодекс КР». Законопроект инициирован депутатами Жогорку Кенеша Д.Д.Бекешевым, Э.Б.Исаковым, Т.М.Узакбаевым, Э.Б.Иманкожоевой, Б.А.Маматовым, А.М.Режавалиевым и Т.Мадылбековым. Закон принят Жогорку Кенешем КР 20 мая 2015 года.
Целью Закона является уточнение порядка перевода особо ценных земель сельскохозяйственного назначения в другие виды угодий. Тем самым закон вносит дополнение в статью 74 Земельного кодекса, согласно которому «Перевод (трансформация) особо ценных сельскохозяйственных угодий в другие виды угодий осуществляется в случаях, установленных законодательством КР».
Настоящий закон разработан в целях устранения противоречий между Земельным кодексом и Законом КР «О переводе (трансформации) земельных участков» в части трансформации земель из одной категории в другие.
Так, согласно части 1 статьи 74 Земельного кодекса особо ценными сельскохозяйственными угодьями являются богарная и орошаемая пашня, залежь, земли, занятые многолетними плодовыми насаждениями, культурные пастбища, сенокосы и пастбища коренного улучшения. Частью 2 данной статьи запрещается возведение строений и сооружений на особо ценных сельскохозяйственных угодьях. Однако Закон «О переводе (трансформации) земельных участков» допускает перевод более ценных угодий в менее ценные, в случае невозможности использования земель по назначению.
Исходя из изложенного инициаторы закона посчитали необходимым внести уточняющую норму в статью 74 Земельного кодекса о возможности перевода особо ценных сельскохозяйственных угодий в другие виды, во избежание неоднозначного и неправильного толкования.

  • Внесено дополнение в Земельный кодекс КР

17 июня 2015 года Президент КР Алмазбек Атамбаев подписал Закон КР «О внесении дополнения в Земельный кодекс КР». Законопроект инициирован депутатом Жогорку Кенеша М.Салымбековым. Закон принят Жогорку Кенешем 20 мая 2015 года.
Законопроект разработан в целях обеспечения защиты государственных интересов, а также интересов граждан КР и направлен на развитие семеноводческих, племенных хозяйств, научно-исследовательских, опытно-селекционных, сортоиспытательных и сельскохозяйственных кооперативов.
Инициатор законопроекта своем обосновании отмечает о том, что Постановлением Правительства КР от 26 июня 2013 года №376 уточнены количество 107 семеноводческих хозяйств КР из них 48 частных крестьянских хозяйств, 44 сельскохозяйственных кооперативов, 5 акционерских обществ и 10 государственных хозяйств. Данные семеноводческие хозяйства используют 12500 гектаров земли из земель Государственного фонда.
В Кыргызской Республике зарегистрированы 135 племенных хозяйств из них 11 государственных племенных хозяйств. Данные племенные хозяйства используют 88,3 гектаров земли из земель Государственного фонда.
Количество земельных участков, не предоставленные в пользование, подверженные деградации или уже деградированные увеличиваются из года в год.
С каждым годом состояние использования земель Государственного фонда перераспределения не улучшается и наблюдается тенденция увеличения «невостребованных, деградированных» земель. В целом по республике наличие неиспользованной пашни составило более 83,0 тыс. гектаров, в том числе земли Государственного фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий - 53,9 тыс. гектаров, из них пашни орошаемой - 16,3 тыс. га и богарной - 37,6 тыс. га.
Земли сельскохозяйственных угодий наиболее подвержены снижению биологической продуктивности. Земли семеноводческими, племенными хозяйствами используются с учётом повышения плодородности почвы в целях получения качественных семян.
Учитывая тот факт, что сохранение плодородности земель имеют особую значимость и ценность для государства. Инициатор законопроекта предложил внести дополнение в статью 7 Земельного кодекса КР, в целях установления новых сроков временного пользования земельными участками для развития семеноводческих, племенных хозяйств, научно-исследовательских, опытно-селекционных, сортоиспытательных и сельскохозяйственных кооперативов.
Таким образом, принятый Закон предусматривает, что для ведения семеноводческого, племенного, экспериментального хозяйства, научно-исследовательских, опытно-селекционных, сортоиспытательных работ и сельскохозяйственных кооперативов, земли сельскохозяйственного назначения из Государственного фонда сельскохозяйственных угодий предоставляются сроком до 20 лет.

  •  Внесены изменения и дополнения в Закон КР «О государственном языке»

23 июня 2015 года Президент КР Алмазбек Атамбаев подписал Закон КР «О внесении изменений и дополнения в Закон КР «О государственном языке КР». Законопроект инициирован депутатами Жогорку Кенеша У.Аманбаевой, К.Абдиевым, Э.Эрматовым, А.Кочкорбаевым, Г.Садырбаевой, К.Осмоналиевым, А.Алтыбаевой, Э.Жумалиевой, К.Талиевой, Д.Жумабековым, Э.Иманкожоевой, М.Бакировым, Т.Зулпукаровым, Б.Мамыровой, Н.Нарматовой, Н.Мурашевым, М.Сабировым, М.Осмоновым и Ж.Исаевым. Закон принят Жогорку Кенешем КР 20 мая 2015 года.
Закон направлен для решения спорных вопросов, касающиеся делопроизводства государственных органов, улучшение их деятельности, а также поднятие уровня знания государственного языка и решение всевозможных вопросов, связанных с использованием его учреждениями и организациями на территории КР.
Изменения, предлагаемые в Закон КР «О государственном языке КР» инициаторы аргументировали следующим, что в настоящее время большинство государственных служащих ведут делопроизводство на официальном языке, и не стремятся использовать государственный язык. Для исключения многочисленных несоответствии и противоречий в текстах законодательства, в частности неправильного перевода или неточной формулировки в нормах законодательства, в первую очередь необходимо все документы и законы разрабатывать на государственном языке и только потом нужно переводить на другие языки, в том числе и на официальный язык. В настоящее время эта проблема становится актуальной и не в первый раз ставится на заседании Жогорку Кенеша КР, но до сих пор в этой работе нет сдвигов.
Закон о государственном языке мы приняли 20 лет назад, но до настоящего времени большинство чиновников не знают государственного языка, и не думают изучить его. По долгу своей службы, государственные чиновники должны способствовать сохранности и обогащению государственного языка, но на деле мы видим обратное. В государственных органах с сокращением ведения всех документов на государственном языке наблюдается тенденция, способствующая чтобы этот процесс оставался прежним. Если мы будем двигаться таким темпом, мы будем вечно заниматься переводом делопроизводства на государственный язык.
В этой связи, Закон направлен на улучшение отдельных норм Закона КР «О государственном языке КР», которой вносятся соответствующие поправки и дополнения, предусматривающие возможное установление законами требований по владению должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления государственным языком.

  • Внесено дополнение в Закон КР «О введении моратория на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий»

17 июня 2015 года Президент КР Алмазбек Атамбаев подписал Закон КР «О внесении дополнения в Закон КР «О введении моратория на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий». Законопроект инициирован депутатами Жогорку Кенеша А.Султановым и М.Расуловым. Закон принят Жогорку Кенешем 20 мая 2015 года.
Закон предусматривает, что мораторий не распространяется на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни под строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и для других важных целей.
Инициаторы законопроекта в своем обосновании аргументировали о том, что в ходе встречи Президента КР А.Ш. Атамбаева и председателя Правления ОАО «Газпром», которая состоялась 8-10 сентября 2014 года, была достигнута договоренность о финансировании ОАО «Газпром» строительства детских физкультурно-оздоровительных комплексов в регионах Кыргызстана в рамках программы «Газпром - детям». При этом, после завершения строительства указанных комплексов, предполагается их безвозмездная передача в муниципальную собственность.
По результатам обсуждения с проектной организацией было принято решение о строительстве в 2015 году четырех объектов в городах Бишкек, Чолпон-Ата, Талас и Кара-Суу. Однако, для строительства детских физкультурно-оздоровительных комплексов необходимо предоставление соответствующих земель.
Органами местного самоуправления были предложены ряд земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые, первоначально, нуждаются в трансформации в соответствующую категорию земель.
При этом, следует отметить, что Законом КР «О введении моратория на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий» введен мораторий на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий.
Вместе с тем, указанным Законом предусмотрен перечень случаев, при наличии которых мораторий на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории земель и виды угодий не распространяется. Например, согласно части 2 статьи 1 указанного Закона мораторий не распространяется на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни под кладбища, строительство общеобразовательных объектов и объектов здравоохранения, находящихся только в государственной или муниципальной собственности, военных, пограничных объектов и застав, крупных электроэнергетических производственных мощностей, расширение территорий аэропортов КР и в целях переселения граждан пострадавших от чрезвычайных ситуаций, а также на перевод (трансформацию) в другие категории или виды земель отдельных приграничных территорий Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областей, определяемых Правительством КР.
Учитывая вышеизложенное, а также социальную значимость строительства физкультурно-оздоровительных комплексов, проектом Закона предлагается дополнить вышеобозначенный перечень случаями трансформации земель для строительства физкультурно-оздоровительных комплексов, индустриально – логистических центров, промышленных объектов.

  • Подписан Закон КР «О Государственной границе КР»

16 мая 2015 года Президент КР Алмазбек Атамбаев подписал Закон КР «О Государственной границе КР». Законопроект инициирован Правительством КР и принят Жогорку Кенешем КР 2 апреля 2015 года.
Целями Закона являются правовое регулирование системы защиты интересов КР в вопросах государственной границы и пограничного пространства, совершенствование государственного управления в сфере охраны государственной границы, разграничение функций и полномочий государственных органов в пограничной сфере.
Положениями принятого Закона:
- усовершенствованы общие, базовые нормы, определяющие режим государственной границы, режим приграничных территорий, режим в пунктах пропуска через государственную границу;
- введен расширенный понятийный аппарат;
- дополнены, детализированы и четко разграничены полномочия государственных органов.
- признана утратившими силу:
- Закон КР "О Государственной границе КР" от 19 марта 1999 года № 27;
- Закон КР "О пограничной службе КР" от 19 марта 1999 года № 28.
При этом, в части местного самоуправления принятый Закон в соответствии со статьей 40, определил задачи органов местного самоуправления и местных государственных администраций следующим образом:
«1. Местные государственные администрации и органы местного самоуправления приграничных районов на своих территориях в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством:
1) организуют разъяснение нормативных правовых актов КР о Государственной границе физическим и юридическим лицам;
2) создают условия и содействуют привлечению граждан на добровольных началах к охране Государственной границы;
3) оказывают содействие уполномоченному государственному органу в сфере охраны Государственной границы в обеспечении охраны Государственной границы;
4) предоставляют землю в безвозмездное пользование в интересах охраны Государственной границы в установленном законодательством порядке;
5) принимают участие в проведении мероприятий, направленных на поддержание и дальнейшее развитие инфраструктуры Государственной границы и подразделений уполномоченного государственного органа в сфере охраны Государственной границы.
2. Руководители местных государственных администраций и органов местного самоуправления приграничных районов принимают участие в работе пограничных представителей при решении вопросов хозяйственной деятельности, в том числе совместно с сопредельной стороной, на Государственной границе.».

  • Внесены изменения и дополнения в Кодекс КР об административной ответственности

14 мая 2015 года Президент КР Алмазбек Атамбаев подписал Закон КР «О внесении изменений и дополнений в Кодекс КР об административной ответственности». Законопроект инициирован депутатами Жогорку Кенеша М.Расуловым и А.Султановым. Закон принят Жогорку Кенешем 8 апреля 2015 года.
Целью Закона является усиление административной ответственности за выброс, сжигание бытового и производственного мусора в неустановленных местах.
Инициаторы законопроекта отмечают, что поправки, вносимые в Кодекс об административной ответственности направлены на повышение ответственности граждан за выброс, сжигание бытового мусора и предметов в неустановленных местах, в целях обеспечения охраны окружающей среды. Законопроект подготовлен исходя из нормы части 3 статьи 48 Конституции КР, устанавливающего, что «Каждый обязан бережно относиться к окружающей природной среде, растительному и животному миру».
Введение штрафов за выброс мусора в непредназначенных для этого местах практикуется во многих странах. Эта практика получила широкое распространение, поскольку с одной стороны – она делает граждан более культурными, поскольку «бьет» по их карману, а с другой – является эффективным средством пополнения бюджета.
Например, в Валлонии (бельгийский регион) сейчас действуют жесткие штрафы за выброшенный мусор (окурок, банку, бумажку и т.д.) в неположенных местах – при этом нарушители платят около 50 евро штрафа. Эти штрафы, наполняя местные бюджеты, частично покрывают расходы местных властей (около 100 млн. евро) на уборку мусора в регионе. В Сеуле бюджет от мусорных штрафов пополнился на 6,2 млн. долларов.
Германия тоже отличается своей жесткой политикой в сфере чистоты улиц. За выброшенный окурок гражданин обязан уплатить 20 евро, жвачку – 35 евро, а выбрасывание устаревшей мебели карается штрафом от 150 до 600 евро.
Данная проблема актуализировалась в следствие бесконтрольного выброса со стороны граждан мусора в окружающую среду, что не возмещается адекватно нанесенному вреду окружающей среде. Учитывая недостаточность установленных административных штрафных санкций для восполнения вреда окружающей среде, наносимого гражданам КР, настоящим Законом предлагается установить штрафы в размере до двадцати расчетных показателей (2000 сомов), а так же для должностных лиц от ста до двух сот расчетных показателей (10 000 сомов до 20 000 сомов).
При этом, принятый Закон возлагает данное полномочие на:
- органов внутренних дел;
- уполномоченного государственного органа в сфере охраны окружающей среды и лесных экосистем.
Кроме этого, следует иметь виду, что согласно действующей редакции Кодекса об административной ответственности данным полномочием наделены также:
- уполномоченный государственный орган в области надзора и контроля за экологической и технической безопасностью;
- комиссии по административным правонарушениям при органах МСУ;
- административные комиссии местных государственных администраций (акимиатов).

  • Внесены дополнения в некоторые законодательные акты КР

17 апреля 2015 года Президент КР Алмазбек Атамбаев подписал Закон КР «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты КР». Законопроект инициирован Правительством и принят Жогорку Кенешем КР 12 марта 2015 года.
Принятым Законом вносятся дополнения в законы «О местной государственной администрации» и «О местном самоуправлении». Целью Закона является усиление мер по предупреждению и предотвращению межэтнических конфликтов.
В указанных целях компетенция местной государственной администрации дополняется функцией по осуществлению мероприятий по предупреждению и предотвращению межэтнических конфликтов на соответствующей территории.
Кроме этого Законом предусматривается, что:
- за несвоевременное принятие мер, в пределах компетенции, по регулированию межэтнических отношений и ситуации, приведших к конфликтам на соответствующей территории аким района (глава местной государственной администрации) может быть освобожден от занимаемой должности;
- осуществление мероприятий по укреплению межэтнических отношений, а также по предупреждению и предотвращению межэтнических конфликтов также относится к основным государственным полномочиям, которые могут быть делегированы органам местного самоуправления.
В обосновании принятого Закона отмечается, что Кыргызская Республика в силу своей многовековой истории народа и уклада жизни общества представляет собой государство, имеющее полиэтническое население. В качестве подтверждения этому, в настоящее время в Кыргызстане проживают представители более 80 этносов.
Многочисленные исследования и анализ кровавых событий июньского конфликта 2010 года на юге КР показали, что отдельные руководители местных органов государственной власти в лице глав айыльных аймаков, акимы районов и мэры городов в момент раннего реагирования и предотвращения провокаций, приведших к многочисленным жертвам и разрушениям межэтнического конфликта проявляли безынициативность. Данное обстоятельство зачастую проявляется даже в период постконфликтного миростроительства, когда местные органы власти должны быть основными инициаторами для проведения государственной политики по укреплению единства народа и межэтнических отношений в полиэтнических сообществах страны.
В этой связи, в целях обеспечения национального единства через совершенствование межэтнических отношений, сохранение культурного наследия и этнического многообразия страны и усиления ответственности руководителей местных органов государственной власти за состояние межэтнических отношений на соответствующих территориях, Правительством КР был инициирован данный законопроект.

  • Подписан Закон КР «О государственных закупках»

3 апреля 2015 года Президент КР Алмазбек Атамбаев подписал Закон КР «О государственных закупках». Законопроект инициирован Правительством КР и принят Жогорку Кенешем КР 18 февраля 2015 года.
Основной целью Закона является обеспечение экономичности и эффективности использования государственных средств при осуществлении государственных закупок. Одновременно принятым Законом признан утратившим силу прежний Закон КР «О государственных закупках» от 24 мая 2004 года № 69.
Новый Закон «О государственных закупках» разработан Министерством финансов КР в целях совершенствования процедур государственных закупок, повышения прозрачности, эффективности и снижения коррупции в системе государственных закупок.
Закон нацелен на выстраивание более прозрачной системы государственных закупок с внедрением электронной системы проведения тендеров, при которой вмешательство человеческого фактора полностью исключается. Практика показывает, что злоупотребления обычно имеют место в ситуациях, когда перед должностным лицом имеется выбор нескольких вариантов дальнейших действий. Данный Закон существенно конкретизирует понятия и снижает поле маневра должностного лица.
В этой связи, в целях обеспечения прозрачности проведения государственных закупок в данном законопроекте внесены существенные изменения по проведению государственных закупок путем публикации всей информации в Интернет-портале, который доступен на бесплатной основе для всех заинтересованных лиц и предоставляющий участникам торгов единую электронную торговую площадку в республике.

  • Внесены дополнения в Закон КР "О неналоговых платежах"

В соответствии с внесенными дополнениями в Закон КР "О неналоговых платежах" от 4 марта 2015 года N 50 установлено, что специализированные организации органов местного самоуправления, уполномоченные обеспечивать населенные пункты питьевой водой, не являются плательщиками отчислений на развитие и содержание инфраструктуры местного значения в части полученной выручки от реализации питьевой воды населению.

Принято новое Положение об отборе и финансировании проектов за счет долевых (стимулирующих) грантов и Инструкция по подготовке и реализации проектов, которые были утверждены Постановлением Правительства КР от 21 апреля 2015 года № 230. Распределение стимулирующих грантов теперь осуществляется на местном уровне комиссиями, в состав которых в обязательном порядке входят представители гражданского сектора: НКО, ОФ. Новое положение о стимулирующих грантах также стимулирует подготовку приоритетных проектов, инициированных сообществами и вовлечение граждан в мониторинг и реализацию. В состав инициативной группы по разработке проекта должны входить будущие бенефициарии результатами проекта. Проект должен быть основан на приоритетах граждан и является частью плана развития муниципалитета (п.11 положения и п.17,18 Порядка подготовки проекта). Еще одним критериев определен уровень мобилизации населения.
Кроме этого, особое значение уделено эффективности расходования средств долевых (стимулирующих) грантов и, прежде всего, в части качества ремонта, реконструкции и строительства новых инфраструктурных объектов.

Внесены изменения и дополнения в Кодекс КР об административной ответственности Законом КР от 14 мая 2015 года № 95 о том, что поднят размер административного штрафа в статье 489 за выброс, сжигание бытового мусора и предметов в неустановленных местах с одного до двадцати расчетных показателей.
За выброс, сжигание производственного мусора и других предметов в неустановленных местах размер административного штрафа на должностных лиц вместо «от пятидесяти до ста расчетных показателей» стал «в размере ста расчетных показателей» с привлечением к общественным работам на восемь часов.
Также статья была дополнена частью 3 следующего содержания:
"Те же действия, совершенные повторно после применения мер административного взыскания влекут наложение административного штрафа в размере двухсот расчетных показателей".