"Муниципалитет Фин-Билим-Сити": деньги берутся не из папиного кошелька и маминой сумочки, а являются результатов умственных или физических усилий

"Муниципалитет Фин-Билим-Сити": деньги берутся не из папиного кошелька и маминой сумочки, а являются результатов умственных или физических усилий

12 июля 2015 года состоялась церемония закрытия Летней школы "Муниципалитет Фин-Билим-Сити" на берегу озера Иссык-Куль.

Две недели лета в игровом лагере со сказочным названием «Фин-Билим-Сити» пролетели как один миг для 37 школьников, прибывших на побережье озера Иссык-Куль из разных муниципалитетов Кыргызстана. Эти каникулы запомнятся надолго, в первую очередь, – трудной, но необходимой в жизни наукой – финансовой грамотностью.

Второй год Институт политики развития, разработавший концепцию проекта по созданию основ для развития движения финансового просвещения в школах Кыргызской Республики, успешно проводит летнюю школу по финансовой и муниципальной грамотности для школьников. Цель – создать условия для повышения уровня финансовой грамотности школьников и распространение знаний по управлению личными финансами, а также понимание структуры, роли и задач местного самоуправления.

Такого рода науки, увы, не преподаются в школах, однако вряд ли кто будет оспаривать полезность навыков разумного управлениями собственными (карманными) и общественными финансами, секреты управления делами в своем сообществе. Важно, чтобы с самого детства подростки осознавали свою ответственность за собственное финансовое благополучие, а также за судьбу своей страны, понимали свои обязанности и права гражданина, – считает председатель правления ИПР Н. Добрецова.

Стоит отметить, что, как и в прошлом году желающих не напрасно потратить время летних каникул, было в разы больше, чем мог вместить городок «Фин-Билим-Сити». Свыше 220 заявок не только со всех регионов республики, но и даже ребят из соседних стран, прослышавших о замечательной летней школе, поступило в адрес организаторов, которых, конечно, обрадовали и рост популярности муниципалитета, которого нет ни на одной карте, и желание постичь финансовую грамотность.

Что такое акции и облигации, как планировать не только свой бюджет, но и бюджет целого сообщества, родной школы. Об этом и многом другом писали в эссе участники конкурса «Почему я считаю необходимым повышать финансовую грамотность школьников и населения в целом?». Интересных работ было много, однако в итоге жюри объявило победителями только 37 подростков. 

Летняя школа по финансовому просвещению «Муниципалитет Фин-Билим-Сити» начала свою работу благодаря финансовой поддержке Проекта «Голос граждан подотчётность органов МСУ, бюджетный процесс», финансируемого Правительством Швейцарии. Уникальные особенности смене придало слияние формата игры в муниципалитет, института финансового просвещения и широко известного в стране летнего лагеря «Эвергриния». Как отмечают наставники и сами школьники, она стала своеобразным мостиком во взрослую жизнь, где ребята смогли попробовать себя в качестве библиотекаря, сотрудника мэрии, банкира, депутата айылного кенеша и даже спикера и вице-мэра.

С первого дня жители детского городка начали строить идеальное государство со всеми его атрибутами, сформировали муниципальные и республиканские органы, выбрали депутатов, которые приняли Конституцию, Налоговый кодекс и другие нормативно-правовые акты, назначили кабинет министров. Одним словом у них было все, как во взрослой жизни.

Юные участники «большой» игры изучили принципы построения полноценного государства, его функции и задачи. Конечно, не без помощи взрослых - экспертов, политологов, консультантов по финансовому просвещению, среди которых был и тренер по электронному банкингу из Калмыкии Аркадий Муниев. С ним ребята запустили электронный банк, благодаря которому смогли открыть депозиты, и все финансовые операции вести безналичным способом.

"При нашем первом знакомстве экономические знания у участников носили примитивный характер, - поделился своими впечатлениями Аркадий Муниев. - Однако к концу смены они уже вполне сносно управляли личными финансами, разумно пользовались навыками экономического планирования в рамках бизнес проектов и управления муниципальными службами".

По мнению тренера, форма моделирования финансово экономической системы муниципалитета и государства позволяет направить мышление участников в другое русло. Причём, изучая эту модель, дети на живом примере получают представление о финансовой системе в целом.

"Ребята на собственном примере доказали, что финансовое благополучие каждого человека зависит от него самого, - сказал Аркадий Муниев. - Считать, сравнивать, анализировать, а потом разрабатывать собственные проекты, в основу которых легли их идеи – вот к чему пришли обитатели муниципалитета «Фин-Билим-Сити». Важно, что при этом участники обязательно думали над тем, как смогут поделиться полученными знаниями по финансовой грамотности и местному самоуправлению со своими сверстниками, родными, друзьями, учителями, односельчанами".

Вот что написала в своем отзыве о лагере Амманиса Мамедова, 17 лет, 11 класс, г.Каракол, школа-гимназия №2, Иссык-Кульская область: «Мы с детства знаем, что деньги у нас есть благодаря нашим родителям. Тратим их, не задумываясь, каким трудом они зарабатываются. На вопрос, откуда берутся деньги, я до приезда в летнюю школу отвечала так: из папиного кошелька или маминой сумочки. Но зато теперь я понимаю, что значит быть финансово грамотным человеком – это значит, что ты должен зарабатывать деньги, управлять ими, разумно тратить и уметь делать накопления, защищая свое финансовое будущее».

- Самое важное, что ребята, получившие знания, смогут передать их другим, потому что ни одна организация не в состоянии обучить основам финансовой грамотности всех. В этом деле требуется помощь активной молодежи, которая в силах организовать проекты по распространению информации. Я хочу заняться этим, и, возможно, это будет мой первый проект. Я объединюсь с ребятами, с которыми был в Фин-Билим-Сити, и мы вместе займемся повышением финансовой грамотности молодежи. Я хочу поделиться полученными знаниями со всей своей семьей и друзьями. И этим принести пользу своим соотечественникам, - вот такие планы у шестнадцатилетнего Айдара Акбашева из Баткенской область, Лейлекского района, из школы «Андарак».

Двухлетний опыт, второй успешный сезон летней школы убедил его инициаторов в правильности выбранного пути. Учить финансовой грамотности можно и нужно с детства. Для молодого поколения постигать азы персональной экономики не сложно, если разработать методику, основанную на обучении и игре. Институт политики развития стал одной из первых в Кыргызстане организаций, кто организовал обсуждение данной проблемы на международном уровне с привлечением правительственных кругов, бизнеса, системы образования СМИ. И что важно, пошла дальше. От слов – к делу.

Гузель ЖАНАЛИЕВА, Институт политики развития