Когда сборы не поборы

Обеспечение прозрачности управления финансами в образовательной системе приобрело небывалую актуальность. В обществе идут ожесточенные споры вокруг родительских средств, поступающих в школу.

"Вечерний Бишкек", 25 апреля 2012 г. N 60 (10424), 18:05 - Максим Цой

Обеспечение прозрачности управления финансами в образовательной системе приобрело небывалую актуальность. В обществе идут ожесточенные споры вокруг родительских средств, поступающих в школу. Одни считают их поборами, другие - спонсорской добровольной помощью, третьи - вынужденной мерой. Но как бы то ни было, все понимают, что пока государство не в состоянии полностью обеспечить учебные заведения.

Помимо выплаты учителям зарплаты, необходимо решать вопросы материально– технического обеспечения. На эти цели также требуются огромные средства. И приходится признать, что пока без родительской помощи тут никак не обойтись, школы просто не выживут.

Задача в том, как устроить, чтобы ни у кого не возникало сомнений по поводу эффективности использования добровольных родительских отчислений. Каждая школа справляется с этим непростым делом по–своему. Чтобы как–то суммировать и распространить накопленный положительный опыт, Институт политики развития, занимающийся вопросами развития местного самоуправления, провел обучение для представителей айылных аймаков, лидеров сообществ и руководителей школ. Делегаты из трех пилотных айылных аймаков проекта - Ивановского (Чуйская область), Ленинского (Джалал–Абадская область) и Торт–Кульского (Иссык–Кульская область) - учились проводить общественные слушания, а также знакомились с опытом управления бюджетом двух столичных и одной сельской школы.

- Наше государство обязано предоставлять бесплатное среднее образование, школы не имеют права требовать с родителей денежных средств. Поэтому в отношении руководства нескольких учебных заведений возбуждены уголовные дела. Все взносы должны носить исключительно добровольный характер, а инициатива исходит только от самих родителей. Задача администрации учебных заведений - донести до родителей полную информацию о расходах. Информировать можно при помощи стенгазет или специальных стендов. Создавать родительские общественные фонды или объединения вовсе не обязательно. Главное, чтобы управление финансами было прозрачным, - отмечает консультант по вопросам МСУ Гуляим Шамшидинова. - Государство обязано на сто процентов обеспечивать школу, но зачастую хватает только на зарплату и соцотчисления педагогов, оплату коммуналки. На приобретение инвентаря и оборудования денег нет.

Начиная с прошлого года в столичных школах стали проводиться бюджетные слушания. Этот механизм общественного контроля над расходованием средств уже доказал свою эффективность. Самое главное достижение - сведены к минимуму подозрения и недомолвки. Особенно интересен опыт тех школ, где к процессу подготовки общественных слушаний привлекаются все заинтересованные стороны, вплоть до учащихся младших классов. Причем публичным дебатам предшествует глубокий анализ потребностей школы. Например, у детей спрашивают, на что следует направить деньги, которые добровольно вносят их родители. Не менее важно и мнение педагогов. Но последнее слово за родителями. Роль администрации школы сводится к тому, чтобы постараться максимально удовлетворить обозначенные потребности.

По словам Гуляим Шамшидиновой, в некоторых столичных школах средств из родительских фондов хватает, чтобы сделать полноценный ремонт зданий, оказывать материальную помощь педагогам и техническому персоналу в виде доплат. Это сразу же сказывается и на успехах учеников.

- У нас уже есть опыт по созданию родительских комитетов. Вначале планировали, что родительские взносы составят пятьсот сомов в год. Но потом, исходя из возможностей родителей, снизили эту сумму до двухсот, - говорит председатель попечительского совета Торт–Кульской школы Таалайбек Жайлообаев. - Отметил для себя прекрасные менеджерские способности директоров здешних школ. Понравилось и то, что создаются кружки, где дети могут развивать свои творческие способности. У нас нет хорошо оборудованного спортивного и актового залов. Чтобы как–то решить этот вопрос, мы и объединили усилия родителей.

- Мы тоже тесно взаимодействуем с родителями. Только у нас ситуация иная по сравнению со столицей. Если в СМИ говорят, что собирать деньги с родителей нельзя, то стараемся этому следовать, - рассказывает директор школы им. Гагарина из Ленинского айылного аймака Альфия Абдулина. - К тому же менталитет у сельчан иной. Они еще с советских времен привыкли, что все услуги должны быть бесплатными, поэтому постоянно это подчеркивают. Да и финансовое положение многих семей, особенно многодетных, не позволяет делать добровольные взносы. Но все же без поддержки со стороны родителей не обойтись. Что мне особенно понравилось в посещенных школах - организованность и сплоченность родителей. В одной они приобрели даже мебель и телевизоры. Мы о таком пока можем только мечтать. Приглянулся и опыт создания попечительских советов, проведения бюджетных слушаний. Какие–то из методов мы обязательно возьмем на вооружение.