Подушевое финансирование школ: спасение или угроза?

Альтернативы подушевому финансированию школ нет, уверены в Министерстве образования и науки.

Бишкек – ИА «24.kg», Анастасия БЕНГАРД

Альтернативы подушевому финансированию школ нет, уверены в Министерстве образования и науки. Чиновники рассчитывают перевести на новый принцип все средние учебные заведения республики к 1 сентября 2012 года (кроме Нарынской и Джалал-Абадской - там это сделают к 1 сентября 2013-го).

И все бы хорошо, но, когда слушаешь аргументы в пользу ваучерной модели, остается ощущение некой недосказанности. Свои опасения выражают правозащитники, эксперты и даже депутаты парламента.

Посулили

«Финансирование системы образования - проблема, с которой сталкивались все предыдущие правительства республики. Некоторые надеялись, что проблема сама собой утрясется. Учителя, как самая законопослушная группа граждан, как правило, открыто не высказывает свои протесты. До поры до времени педагоги терпели свое унизительное положение, надеясь на политиков, которые в расчете на их голоса в период выборов давали горы обещаний», - пишет специалист Института политики развития Асылбек Чекиров.

По его словам, ситуация неизбежно должна была взорваться, и протестные настроения работников отрасли заставили власти ускорить реформы в системе общего образования. «Как и ожидалось, главным политическим заявлением стало обещание повысить учителям зарплату, обеспечить самостоятельность школ по управлению финансовыми ресурсами и разработать систему мотивации для поощрения педагогов в зависимости от уровня их квалификации. По замыслу правительства всем этим критериям отвечает новая система, основанная на подушевом принципе финансирования. Но, как и у медали, у реформы есть обратная сторона, о которой все скромно умалчивают. Но она-то как раз и несет угрозу системе местного самоуправления», - уверен эксперт.

Основной принцип этой реформы можно сформулировать так: деньги следуют за учеником. То есть стандарт бюджетного финансирования (СБФ) определяется в расчете на одного школьника, а не образовательного учреждения в целом. Таким образом, бюджет школы должен определяться количеством учащихся. Ожидается, что это повысит эффективность работы, так как появится заинтересованность в каждом ученике. При переходе в другую школу ребенок «забирает» с собой выделенные на его обучение деньги. В стандарте бюджетного финансирования определены расходы как на зарплату учителям, так и на повышение их квалификации, командировочные, учебные расходы, приобретение учебников и (наконец-то!) текущий ремонт.

Школы, как предполагается, получат возможность самостоятельно распоряжаться финансовыми ресурсами, появится и возможность материального поощрения учителей. В общем, предлагаемая реформа признается очень прогрессивной и перспективной. Однако, по мнению некоторых специалистов, есть и определенные проблемы, связанные с рисками переноса рыночных отношений в систему образования: малокомплектные школы просто-напросто закроются из-за нехватки средств.

За чьи деньги реформа?

Это, пожалуй, главный вопрос. По идее, вопросы образования - задача государства. Согласно Конституции и различным международным актам, правительство КР обязалось обеспечить всех бесплатным средним образованием. «При этом неполное финансирование из республиканского бюджета СБФ определено уже в постановлении правительства №563. Таким образом, государство заранее предупреждает, что выполнение стандарта бюджетного финансирования будет осуществляться не только за счет республиканского бюджета, но и местного, а также дополнительных платных услуг и родительских денег, - говорит Асылбек Чекиров. - Государство должно публично признать, что на текущий год оно берет на себя обязательство профинансировать, допустим, только 75 процентов от СБФ, а остальное школы должны добирать сами - за счет родительских взносов, платных услуг или местного самоуправления».

После предварительных расчетов получается, что на финансирование школ будет уходить до 80 процентов доходов местного сообщества.

«Получается, что реформа системы образования загоняет в тупик реформу местного самоуправления. Мы постоянно говорим о качестве предоставляемых услуг на уровне сел. Однако такой подход может убить, похоронить реформу МСУ, но никто этого не осознает, - сетует депутат парламента Курманбек Дыйканбаев. - Единственная власть, которая осталась в стране после двух революций, это айыл окмоту. При этом всего 66 из них являются самодостаточными, а ведь еще 4-5 лет назад их было более сотни. Из республиканского бюджета, а это 95 миллиардов сомов, в местные идет всего 22 миллиарда. Если вычесть категориальные гранты, 80 процентов уходит на образование, и лишь 20 процентов - на инфраструктуру. Система подушевого финансирования приведет к искусственному конфликту между МСУ и школами, а крайними в итоге останутся само общество и дети. Система школьного образования вообще развалится». Вот такая печальная перспектива.

Кого обманываем?

«Ни один из законов не говорит напрямую о софинансировании зарплаты учителей за счет средств местного бюджета. До 2010 года финансирование зарплаты, согласно Закону «О статусе учителя», осуществлялось только из средств республиканского бюджета. Однако 26 марта 2010-го в документ внесли изменения, определив участие средств из местных бюджетов. При этом убедительных оснований для внесения изменений мы не обнаружили. Закон «О местном самоуправлении», вступивший в силу 22 июля 2011 года, также предусматривает, что функция образования не относится к вопросам местного значения», - отмечает Асылбек Чекиров.

«Решение о повышении заработной платы учителей цинично и нагло обмануло население, потому что это произошло за счет финансирования среды обитания людей, - негодует председатель правления Института политики развития Надежда Добрецова. - Фактически, чтобы быть честным, государство должно было сказать: «Хорошо, мы повысим зарплату, но за счет тех денег, которые предназначены на ремонт дорог, уборку мусора, уличное освещение, содержание объектов культуры, а вы сами выбирайте». А так получается, что деньги просто переложили из одного кармана в другой и преподнесли это как хорошее политическое решение».

А качество все хуже

«Пилотный проект подушевого финансирования начал внедряться с Ысык-Атинского района Чуйской области. Между тем до сих пор ни промежуточных, ни окончательных результатов не предоставили ни Всемирный банк, ни Министерство образования и науки КР. Более того, это был эксперимент. Как можно внедрять проект повсеместно, если не знать наверняка, удачен он или нет? - возмущена руководитель ОО «Таза табигат» Анара Дауталиева. - Малокомплектные школы будут закрываться, учебные часы там уже сокращают, причем касается это фундаментальных предметов - математики, например. Даже языки сокращают - английский и кыргызский. Некоторые предметы интегрировали, хотя это можно делать только на отдельных уроках. При этом нет учебных пособий, педагогам не хватает опыта. А тем временем уровень знаний наших детей падает все ниже: в 2011 году проходной балл при поступлении по результатам общереспубликанского тестирования снизили до 90! Про исследование PISA я вообще молчу. Система подушевого финансирования чревата тем, что качество образования станет еще ниже, появятся коррупционные схемы, будут приписываться «мертвые души».

«Международные доноры не дают нам шанса определиться с реформами: не успеет закончиться один проект, как к нам идут с другим. Осенью на реформы образования Всемирный банк опять выделит $15 миллионов. Для начала необходимо определиться со своим статус-кво. Пока Жогорку Кенеш не ушел на летние каникулы, необходимо провести парламентские слушания с участием учителей, родителей, учащихся», - предлагает Анара Дауталиева.

Уроки арифметики

Очевидно, что реформа может обернуться новым социальным взрывом. Муниципалитеты, затрачивая почти все средства на образование, не смогут выполнять свои прямые функции: оказывать услуги местному сообществу, разрешать повседневные вопросы жизнеобеспечения. Учителя снова почувствуют себя обманутыми, уменьшение учебной нагрузки напрямую ведет к сокращению зарплаты.

«С прошлого года заявляли, что зарплату учителям поднимут в три раза. Да, в мае прошлого года я получила 12 тысяч сомов, до этого у меня было 7 тысяч. Но уже через месяц я получила 9, потом 8, а сейчас снова 7 тысяч сомов. Ну какая это жизнь? А еще требуют качества образования, все кому не лень осуждают учителей. Но пусть хотя бы один день поработают в школе с такой зарплатой. Мне непонятно, почему чиновники обещают одно, а получаем мы совсем другое, - возмутилась в интервью тележурналистам учитель кыргызского языка и литературы СШ №2 Гулькайыр Алымкулова. - Кто будет защищать права учителей? Статус учителя и так опустили ниже плинтуса. Как мы можем спокойно работать, если дома нет куска хлеба? В советское время учителям бесплатно выдавали уголь, обеспечивали электроэнергией. Мы сегодня этого не просим, просто дайте нам честно заработанные нами деньги».

Средств на образование, да и всю социальную сферу в бюджете страны всегда не хватает. С повестки дня заседания правительства накануне, 19 июня, сняли трехгодичный (2012-2014 гг.) план по строительству объектов образования. Постоянные жалобы правительства на нехватку средств не могут служить оправданием, подчеркивают эксперты. Вопрос не в том, что средств не хватает (их не хватает всегда), а в том, как эти средства расходуются. Почему на содержание Жогорку Кенеша и правительства всегда хватает средств? Когда граждане научатся считать государственные расходы и требовать выполнения обязательств, тогда правительство будет вынуждено пересмотреть свое отношение к финансированию образования, уверены эксперты.