Прозрачность школьных бюджетов – залог поддержки от родителей

Прозрачность школьных бюджетов – залог поддержки от родителей

Пример успешной истории об эффективности общественных слушаний по школьному бюджету.

Сколько выделяет государство на образование для вашей школы? Куда они направляются? Почему родители вынуждены оказывать дополнительную финансовую поддержку, если образование у нас бесплатное согласно нашей Конституции? На что тратятся родительские средства? Каковы расходы школьного бюджета?

Подобные вопросы возникают каждый год в начале учебного года в каждой школе и продолжаются поступать в течение всего учебного года. Из-за недостаточного финансирования из республиканского бюджета, местные власти вынуждены все расходы по содержанию зданий школ, подсобных зданий, территорий, коммунальным и иным услугам покрывать за счет и без того скудных местных бюджетов. Не отличалась от других и средняя школа им. Р.Шаботоева в с.Юрьевка Ысык-Атинского района Чуйской области.

Органы МСУ Юрьевского айылного аймака и руководство СШ им. Р.Шаботоева весной 2016 года решили убить двух зайцев одним выстрелом. Во-первых, принять участие в конкурсе «Реальное участие граждан в повышении финансовой грамотности молодежи» от проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс» (далее – Проект), финансируемым правительством Швейцарии и выполняемым Институтом политики развития. Во-вторых, отчитаться перед родителями и школьниками, организовав общественные слушания по школьному бюджету.

18 марта 2016 года состоялись «Бюджетные слушания» при участии родителей, попечительского совета, депутатов айылного Кенеша, педколлектива школы, учащихся 10-11 классов, где выступил Зарлыков А., директор школы с отчётом. На слушаниях также выступили глава АО Джекшембаев Б. и главный бухгалтер Шамбеталиева Н.

«Правительство не решает наши проблемы, оно просто выделяет деньги на их решение. А как их решить зависит от нас, - сказал глава айыл окмоту Б.Джекшембаев. – Каждый год в местный бюджет мы закладываем средства в раздел «Образование». Например, в 2016 году в этот раздел было выделено 1 миллион 548 тысяч 100 сомов, из которых 531 тысяч сомов направлено на приобретение угля, 319 тысяч сомов на коммунальные услуги. А на 2017 год одним из приоритетных проблем мы обозначили ремонт фасада здания школы, на решение которой мы заложили 223 тысяч 700 сомов. В целом на следующий год мы рассмотрели на этот раздел 1 миллион  67 тысяч 700 сомов, что составляет 18% от всех расходы нашего местного бюджета». 

После увиденных и услышанных цифр, участники слушаний пришли к выводу, что Юрьевская СШ им. Р. Шаботоева, как бюджетная организация, не может существовать без дополнительной поддержки со стороны родителей, помимо выделяемых средств из республиканского бюджета.

Участники также обсудили проект бюджета на 2016-17 учебный год и другие вопросы об эффективном использовании и активном вовлечение общественности, в том числе и родителей в управление школой. Ведь, прозрачное ведение бюджетного процесса является залогом доверия, в данном случае, со стороны родителей. Родители отметили, что проведение бюджетных слушаний способствует прозрачности финансирования и поможет повысить эффективность использования средств в школах, в результате чего повышается качество образования их детей и мотивация учителей. На слушаниях участникам также удалось обсудить важность денежных средств в жизни общества, роль государства и самой школы, а также и роль денег в ведении домашнего хозяйства, что очень важно в жизни человека, который живет в селе.

В завершении слушаний участники поблагодарили организаторов за проведение общественных слушаний и высказали пожелание посетить последующие отчеты директора школ и других подотчетных лиц по использованию школьных средств.

Помимо слушаний, при координации социального педагога школы Т.Джишамбаева, организаторы провели тренинги по бюджету школы для родителей, попечительского совета, депутатов айылного кенеша, учеников 10-11-классов и педагогического коллектива школы. По словам родителей, тренинги прошли интересно. Родители выступали активно, выслушали отчёт о бюджете попечительского совета, заслушали лекции и рекомендации депутатов.

В мероприятиях приняли участие около 240 человек. «Так как это время совпало с проведением Всемирной недели денег 2016[1], мы также провели классные часы с учениками 9-11-классов о финансовой грамотности, - рассказывает Талгат Джишамбаев. – В проведении всех этих мероприятий нашей основной целью было – повысить уровень прозрачности и подотчетности администрации школы перед учащимися и их родителями. В качестве подытоживающего мероприятия мы провели бюджетные слушания, в ходе которого мы все вместе обсудили бюджет нашей школы, детализировав расходы и доходы».

Темы классных часов для старшеклассников были разные: «История денег», «Семья и бюджет», «Семейный бюджет». Учащиеся приняли самое активное участие, рассказав о свой роли в развитии семьи с экономической точки зрения, и проявили большой интерес при обсуждении вопросов «Деньги – зло или благо; цель или средство?». А во время тренинга «Бюджет школы» родители продемонстрировали свою активность. Их вниманию был представлен отчёт о бюджете попечительского совета, лекции и рекомендации депутатов.

“Чем больше денег, тем труднее жить по средствам”, – сказал ученик 10 класса Токоев Б. после тренинга «Семейный бюджет».

Проведя общественные слушания по бюджету школы, СШ им. Р.Шаботоева стала полноправной участницей Национального конкурса, объявленного Проектом среди всех школ страны в рамках Всемирной недели денег в Кыргызстане, и одной из 14 школ Ошской, Джалал-Абадской, Баткенской, Иссык-Кульской и Чуйской областей и г. Бишкек. В качестве технической поддержки при проведении общественных слушаний, всем школам, заявившим о своей инициативе, со стороны Проекта были предоставлены промо-материалы: баннеры, буклеты, постеры, футболки и сертификаты.

12 апреля 2016 г. были подведены итоги Национального конкурса, по результатам которого СШ им. Р.Шаботоева заняла 3 место.

«Все школы предоставили детальные отчеты о проведенных мероприятиях, которые были рассмотрены в качестве конкурсных материалов и оценены конкурсной комиссией, в состав которого вошли представители Министерства образования и науки КР, Национального Банка КР, Института политики развития и Проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс». Рассмотрев все материалы конкурса, жюри присудило 3 место и приз до 20 000 сомов СШ им. Р. Шаботоева Ысык-Атинского района Чуйской области. Кроме того, согласно Положению, куратор от школы получил денежное вознаграждение в размере 5 000 сомов, - прокомментировала Мээрим Сейитова, координатор от Проекта по проведению конкурса.

«На призовые средства наша школа закупила цифровой фотоаппарат и цветной принтер марки Epson L300. Теперь мы сможем завести свой фотоархив нашей школы и распечатывать фотографии на различные мероприятия, - сказал Талгат Джишамбаев.

Общее количество участников общественных слушаний по школьным бюджетам в 2016 году среди 14 школ составило 1999 человек.

---------- 

[1] Всемирная неделя денег (Global Money Week) - международное событие, направленное на расширение возможностей следующего поколения для уверенного и ответственного финансового будущего с целью привлечения внимания детей к повышению уровня финансовой грамотности, к необходимости учиться управлять деньгами, ставить цели и разрабатывать финансовые планы по их достижению.