История успеха города Каракол, Иссык-Кульская область
В связи с тяжелой экономической ситуацией в стране многие семьи оказались за чертой бедности. Родители не в состоянии содержать своих детей, что привело к росту среди детей безграмотности и беспризорности. Уличные дети и дети из малоимущих семей не подготовлены к жизни в будущем. Такая молодежь осталась за бортом общественной жизни, вошла в группу риска. Эти дети не могут реализовать себя, не имеют возможности обучаться, пополняют слой изгоев общества. Создание условий для начального образования, воспитания и развития творческого и интеллектуального потенциала поможет им найти свое место в жизни. Для решения данной проблемы была создана Школа выравнивания Красного Полумесяца, основная цель которой– адаптация детей к нормальной среде с последу-ющим оформлением детей в общеобразовательную школу (после предварительного тестирования инспекторами гор ОО) и передача детей государственным структурам.
Школа открыта в 2001 году для 20 уличных детей, после получения соответствующей лицензии от Министерства образования. Для открытия школы были отремонтированы 2 учебных класса, компьютерный класс, комната для библиотеки, актовый зал для проведения общественных мероприятий и столовая. Все кабинеты и столовая были оборудованы самым необходимым. В настоящее время оплачиваются ставки двух учителей, психолога, повара, сторожа, технички и медсестры.
Но беспризорных детей с каждым годом становится все больше и больше. Поэтому дополнительно были собраны дети, которые попрошайничали на улицах Каракола, воровали, попадали в милицию, а также дети, которые остались без опеки и заботы взрослых. Детей в школе обучают весь день по программе начальной школы, с перерывом на обед. Инициировало данный опыт Иссык-Кульское региональное представительство Красного Полумесяца, Национальное общество Красного Полумесяца. В реализации идеи помогли мэрия города Каракола, Турецкий Красный Полумесяц, Нидерландский Красный Крест и сотовая кампания Skymobile.
Обучение отвечает требованиям общеобразовательной программы обучения, утвержденной областным отделом Министерства образования и науки КР. Ученикам предоставлены школьные принадлежности, канцелярские товары и учебники для учебного процесса. 69 детей были обучены, из них 49 определены в средние общеобразовательные школы. Кроме уличных и малоимущих детей, Школу выравнивания посещают работающие дети рынка «Ак-Тилек» – 32 подростка, которые также пользуются основными услугами (горячая пища, банные, медицинские услуги, обеспечиваются одеждой по нужде) и посещают вечернюю школу. Кроме учебной программы, учителя занимаются кружками по рукоделию: изготовлением изделий народного творчества из войлока и вышивкой, организованы секции по футболу, шахматам, ведется обучение музыке, танцам и выразительному чтению.
Кроме основной школьной программы, учителя школы КП совместно с детьми готовят праздничные мероприятия, учат песни и стихотворения, танцуют. Также нуждающиеся дети посещают занятия у логопеда и проходят занятия по коррекционной педагогике с психологом.
В учебном 2012-2013 году обучаются 32 ребенка. Ежедневно школьники получают горячее питание в столовой Иссык-Кульского РП НОКП, кроме выходных дней. В 2-3 недели 1 раз купаются в бане (платно, т.к. своей бане требуется ремонт) каждые 3 месяца проходят профилактический осмотр врачами МСО, вакцинируются при-вивками по возрасту и проверяются медсестрой ежедневно по личной гигиене. При соматических заболеваниях госпитализируются в клиники или лечатся амбулаторно в медико-социальном отделении школы. Каждый год в мае проводится тестирование для передачи детей в общеобразовательные школы. С целью улучшения посещения детей школы в зимнее время, им предоставляется зимняя одежда и обувь.
Бюджет школы прозрачен. Работа Школы выравнивания не раз освещалась в местных СМИ, что привлекло общественное внимание к проблеме беспризорных детей. Многие жители города оказывают финансовую, гуманитарную помощь этим детям, к примеру, педагогический коллектив Турецкого лицея им. Карасаева во время праздника Орозо привезли мясо для детей. Многие приносят одежду, школьники СШ № 1 города готовят им различные мероприятия, некоторые волонтеры приходят бесплатно помочь педагогам. Местное сообщество помогает в поиске дополнительного финансирования для продолжения обучения уличных детей.
1. Повзрослевшие дети школы стали волонтерами Красного Полумесяца (6 юношей, 2 девушки), всегда посещают молодежный клуб, общаются наравне со студентами вузов, помогают проводить акции, мероприятия. Двое из них стали равными тренерами по здоровому образу жизни.
2. Семь девушек после школы (4 класс закончили 16-летними и не захотели продолжать учебу
в общеобразовательных школах) прошли 2-месячное обучение кройке и шитью в Реабилитационном центре для безработных женщин и зарабатывают в швейных цехах. При каждой возможности посещают школу и делятся с педагогами радостями и
горестями.
3. Шесть детей закончили училище, школа помогла трудоустроиться.
4. Шести юношам и девушкам восстановлены первичные документы через ЗАГСы и паспортные столы.
5. Четверо детей учатся в вечерней школе.