Местное самоуправление в Кыргызстане: что думают о нем граждане?
3 ноября 2020 года в Бишкеке состоялся «круглый стол» по обсуждению системы повышения потенциала муниципальных служащих: опыт, новые вызовы, потребности и возможности, роли сторон и поддержки развития местного самоуправления (МСУ) в Кыргызстане в целом. В ходе мероприятия были также представлены результаты исследования уровня доверия граждан Кыргызской Республики к органам местного самоуправления (МСУ), удовлетворенности качеством местных услуг и условиями участия граждан в процессе принятия решений[1].
Мероприятие было организовано Проектом «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого правительством Швейцарии через Швейцарское Управление по Развитию и Сотрудничеству (SDC) и выполняемого Институтом политики развития (ИПР) (далее – Проект).
В обсуждении приняли участие представители Государственного Агентства по делам МСУ и межэтнических отношений при правительстве Кыргызской Республики (ГАМСУМО), Государственной кадровой службы (ГКС), Министерства финансов, Союза МСУ КР, а также проектов, ведущих свою деятельность в Кыргызстане в сфере местного развития: «Улучшение услуг на местном уровне» (PSI / SDC), «Сильная парламентская демократия при активном участии граждан» (SIPD / UNDP) и «Успешный аймак» (USAID). Дополнительно, велась онлайн трансляция для экспертов в сфере МСУ, которые по завершении презентации смогли задать свои вопросы и оставить свои комментарии.
«Цель исследования заключалась в получении, изучении и аналитической интерпретации консолидированного мнения граждан Кыргызской Республики о местном самоуправлении как системе, включающей органы МСУ и их взаимоотношения с населением. Исследовались такие аспекты системы, как результаты работы, подотчетность и прозрачность органов МСУ; уровень коррупции органов МСУ и уровень доверия к ним населения; уровень удовлетворенности услугами, предоставляемыми органами МСУ и др. Отдельной задачей исследования была оценка воздействия, которое оказал на местные сообщества и органы МСУ Проект за период своей работы в течение 2011-2020 гг. Представленные сегодня результаты исследования позволяют оценить динамику изменения отношения граждан к местному самоуправлению, их возможность и готовность принимать участие в местном развитии; уровень прозрачности, подотчетности и открытости органов МСУ, а также уровень доверия граждан и мнение граждан об уровне коррупции в МСУ», - сказала Надежда Добрецова, руководитель аналитической группы, председатель правления ИПР, после презентации.
Исследование проводилось в период с февраля по март 2020 года исследовательским агентством «Erfolg Consult». Размер выборочной совокупности был определен ИПР (см. табл. 1) и составил 2637 респондентов, проживающих на всей территории Кыргызской Республики. Предлагаемый объем выборки позволяет с точностью до +/-1,9% судить о выборочной совокупности на уровне совокупности всех исследуемых населенных пунктов. Всего было опрошено 330 горожан, проживающих в девяти городах, и 2307 жителей сельских населенных пунктов, проживающих в 72 айылных аймаках, включая отдаленные.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
- Имидж органов МСУ страдает от ограниченности их способности ответить на ожидания граждан, порожденных политическими обещаниями центра.
- Органы МСУ как институт занимают все более определенное и значимое место в коллективном сознании населения.
- Доверие к органам МСУ выше, чем к исполнительным государственным органам, а некоторые подозрения в коррупции должны быть переадресованы другим институтам.
- Участие граждан в МСУ: растет активность населения, но люди ждут новых форм для более продуктивного участия.
- Участие граждан в местном бюджетном процессе достигло количественного максимума и органы МСУ должны предложить новое качество, чтобы удержать уровень участия.
- Большинство граждан удовлетворены объемом информации, ответами на обращения и работой органов МСУ в целом, но доля скептиков растет.
- Низкая удовлетворенность услугой не всегда означает, что ее улучшением нужно заняться в первую очередь. В первую очередь, по мнению граждан, необходимо решать вопросы безопасности жизни.
- Более 60% женщин хотят быть более активными в местном самоуправлении, но многие ощущают ограничения для полной реализации этого права.
- Проект ГГПОМСУ помог внедрить новые и наполнить новым содержанием старые формы участия граждан в местном самоуправлении. В частности:
- Повышен статус муниципального служащего, создана система повышения квалификации
- Правительством признана необходимость финансирования делегированных полномочий, началось фактическое разграничение полномочий между государственными органами и органами МСУ
- Сформулирована и реализуется государственная программа развития МСУ
- Установлен процесс согласования проектов законов с органами МСУ
- Обеспечены административные и финансовые условия работы местных кенешей
- Частично упорядочены проверки органов МСУ и др.
Результаты исследования будут учтены во время реализации III фазы Проекта, который будет вести свою деятельность по двум направлениям [2]:
- Направление 1 «Повышение устойчивости и эффективности системы наращивания потенциала органов МСУ» Проект поддержит инициативу партнеров в лице ГАМСУМО, Союза МСУ и ИПР для обеспечения доступа органов МСУ к передовым методам управления, обмену знаниями и опытом через Портал лучшей практики МСУ.
- Направление 2 «Усиление участия граждан в принятии решений на местном уровне, включая бюджетный процесс, с учетом гендерного баланса и участия уязвимых слоев населения» Проект окажет помощь национальному уровню управления в закреплении правовых и технических условий для реализации права граждан на участие в бюджетном процессе.
_____________
[1] Э-версия результатов исследования на русском, кыргызском и английском языках доступна на сайтах Института политики развития (http://dpi.kg/ru/library/analytics/) и Проекта (http://vap.kg/ru/press_room/publications/).
[2] Подробнее о деятельности Проекта в III выходной фазе доступно по ссылке: http://municipalitet.kg/ru/article/full/2387.html