ИПР вносит предложения к проекту Бюджетного кодекса КР
Комментарии и предложения были представлены 28 февраля 2014 года в ходе парламентских слушаний по данному вопросу.
28 февраля 2014 года в Бишкеке состоялись парламентские слушания по Бюджетному кодексу, на котором приняли участие и эксперты Института политики развития Асылбек Чекиров и Назира Тюлюндиева. Во время слушаний они представили комментарии к проекту Бюджетного кодекса, подготовленные специалистами ИПР. Согласно тем комментариям, одним из главных положений любого бюджетного законодательства является норма, регулирующая величину дефицита бюджета. В своем документе эксперты ИПР выступают с инициативой ввести законодательное ограничение размера дефицита государственного бюджета. Наиболее целесообразным представляется вариант введения запрета на финансирование бюджетного дефицита по текущим расходам.
«Для введения такого положения необходимо институционально отделить бюджет развития от бюджета текущих расходов. Тогда мы будем точно знать, сколько кредитов мы привлекаем для инвестиций, а сколько для текущих нужд. Следовательно, бюджет развития не должен быть частью республиканского и местных бюджетов, как это предлагается в законопроекте», - говорит Н.Тюлюндиева.
Другая норма, против которой выступают эксперты ИПР, - это отрицательные гранты, т.е. принудительное изъятие доходов из местных бюджетов. Такой механизм противоречит Конституции КР. К тому же, изъятие доходов из местных бюджетов будет отрицательно сказываться на проявлении инициатив органов МСУ для их пополнения.
ИПР предлагает ввести положение, стимулирующее направление использования «избыточных» средств на капитальные проекты в целях развития.
Другая важная рекомендация касается статьи «Общественные бюджетные слушания», в которой говорится лишь о том, что рассмотрение и утверждение бюджетов производится гласно и публично, а сама процедура общественных слушаний не раскрывается. Формализация процедуры повысит бюджетную прозрачность.
Концептуальной проработки в проекте Кодекса требуют также вопросы определения смешанных обязательств государства и органов МСУ, механизм установления приоритетов бюджетов, порядок оценки эффективности бюджетных программ органами МСУ и др.
После выступления экспертов ИПР на слушаниях, Минфин КР подготовил комментарии, которые были опубликованы на сайте министерства 3 марта 2014 г.
Материалы по теме:
- Комментарий Минфина КР к высказываниям экспертов Института политики развития относительно дефицита бюджета и бюджета развития
- В Бюджетный кодекс предложили не вводить "отрицательные гранты"
- Счетная палата посоветовала не ограничивать размер дефицита бюджета
- Эксперт: Нужно запретить заимствования на текущие расходы бюджета
- Изъятие доходов местных бюджетов в виде отрицательных грантов противоречит Конституции, - Институт политики и развития
- Эксперты предлагают прописать в Бюджетном кодексе, что бюджет развития является отдельным фондом
- Дефицит республиканского бюджета в 2014 году запланирован в 9,4 млрд сомов, что на 3 млрд сомов больше показателя 2013 года
- Эксперт Н.Тюлендиева считает, что нужно внести положение, стимулирующее направление средств органами МСУ на инвестиционные проекты
- Эксперт Н.Тюлендиева предлагает ввести запрет на финансирование дефицита по текущим расходам
- К разработке Бюджетного кодекса предложили подключить регионы
- Бюджетный кодекс (видео)
- Бюджетный кодекс: быть или не быть?