Представитель Минфина КР представил журналистам проект Концепции развития межбюджетных отношений в Кыргызской Республике на период 2016-2019 годы
Проект Концепции был представлен в ходе пресс-сессии, организованной в рамках проекта "Голос гражда и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс".
О необходимости изменения системы межбюджетных отношений в стране заявил премьер-министр Кыргызской Республики Темир Сариев 21 июля 2015 года на коллегии в Министерстве финансов. Ведомством разработан проект Концепции развития межбюджетных отношений на 2016-2019 годы, который 6 августа 2015 г. представил журналистам начальник Управления планирования и мониторинга местных бюджетов Министерства финансов Нурлан Раханов. Проект Концепции был презентован в оде пресс-сессии, организованной в рамках проекта "Голос граждан и подотчетность органов мСУ: бюджетный процесс".
Ожидается, что документ, целью которого является создание условий для роста финансовых ресурсов органов МСУ вне зависимости от географического расположения и особенностей развития территории, придаст импульс развитию института местного самоуправления. В среднесрочном периоде предлагается решить следующие задачи: (1) усиление вертикального и горизонтального взаимодействия государства и органов местного самоуправления в межбюджетных отношениях; (2) повышение доходного потенциала органов МСУ; (3) создание эффективного механизма финансирования государственных программ на местном уровне посредством республиканского и местного бюджетов; (4) совершенствование условий предоставления финансовой помощи местным властям, основываясь на формировании стимулов для органов МСУ, с одной стороны, повышать собственные доходы, с другой стороны, оптимизировать расходы; и (5) формирование обновленных правил формирования и исполнения местных бюджетов, позволяющих органам МСУ самостоятельно управлять своими финансовыми ресурсами.
Усиление взаимодействия по вертикали предполагает завершение работы по разграничению расходных обязательств и полномочий между государственными органами и органами МСУ; соблюдение баланса их интересов при разделении общегосударственных налогов и формировании трансфертной политики; создание условий, при которых органы МСУ, в т.ч. дотационные, будут заинтересованы формировать бюджеты развития. Горизонтальное взаимодействие означает вовлечение в межмуниципальное сотрудничество собственно органов МСУ и государственных органов.
При разделении доходов прорабатывается возможность применения принципа «один налог - один бюджет» (увеличение доли подоходного налога и налога на недра (роялти) до 100% в пользу местных бюджетов). При этом наличие выравнивающего гранта в местных бюджетах не будет признаком «бедности» муниципалитета. Основой для выравнивания бюджетной недостаточности станет расчет доходного потенциала местных бюджетов, базирующийся на показателях развития местной экономики.
Формирование единой базы данных по экономическим и статистическим показателям местных бюджетов повысит достоверность и обоснованность при формировании доходной части местных бюджетов. Самостоятельное администрирование местных налогов и сборов, а также налогов на основе патентов, в дополнении с новыми подходами в распределении стимулирующих грантов и координацией финансирования государственных программ на территориальном уровне и местных программ развития за счет средств республиканского и местного бюджетов позволит более эффективно использовать ресурсы местного бюджета. В Концепции показана также связь реализуемых в настоящее время программ с предлагаемыми реформами в сфере межбюджетных отношений.