Обсуждение бюджета на будущий год продолжается, хотя парламент в трех чтениях принял законопроект, и правительство ожидает, что на днях решение Жогорку Кенеша закрепит своим Указом президент Сооронбай Жээнбеков.
20 декабря в Институте политики развития состоялась пресс-сессия для СМИ с участием экспертов из Минфина, где более детально рассматривались такие разделы главного финансового документа страны, как расходы, дефицит бюджета, внешний долг, местный бюджет и другие темы.
В качестве спикеров выступили начальник управления бюджетной политики Канат Асангулов, и.о. начальника управления межбюджетных отношений Руслан Садырбаев и начальник управления госдолга Руслан Татиков. Они, по сути, прошлись по всему бюджету, отвечая на вопросы журналистов, которых, в частности, интересовали и особенности бюджета на будущий год. Что нового собирается предпринять и внедрить Минфин, чтобы исполнить его, так как принятый финансовый план довольно напряженный, учитывая резкое сокращение расходной части и доведения дефицита бюджета до 1,7 процента к ВВП, что почти в 2 раза меньше, чем в 2017 году. В нынешнем, по словам Каната Асангулова, этот показатель прогнозируется в размере 12,6 миллиарда сомов.
Для эффективного управления госфинансами Минфин перестраивает, оптимизирует внутренние процессы, которые должны улучшить бюджетную дисциплину.
- Внутренние реформы министерства финансов нацелены на переход на программное бюджетирование, повышение требований к министерствам и ведомствам, чтобы они более рационально расходовали средства, направляли их на достижение конечного результата, - заявил начальник управления бюджетной политики.
Специалисты Минфина признались, что большой объем работы и времени уходит на обработку бумаг, поэтому с будущего года произойдет резкое сокращение справок и уведомлений. Это в свою очередь минимизирует физическое общение куратора от ведомства с другими госорганами и позволит ему больше заниматься анализом ситуации.
Они также заявили, что еще более значимой станет роль казначейства, а также усилится контроль за денежными потоками. Из новшеств – сокращение статей экономической классификации: было 66 – станет 22.
Что касается давно ожидаемого перехода на программное бюджетирование, оно затягивается. Пока правительство решилось в этом плане только поэкспериментировать. В 2019-м в роли пилотных проектов выступят два министерства – здравоохранения и транспорта. Причина пробуксовки, по словам Каната Асангулова, в неготовности госструктур.
- Мы потратили 3-4 года на обучение сотрудников ведомств для перехода на программное бюджетирование, но наши усилия не дали результатов.
Эксперты из Минфина отметили, что ряд изменений коснутся формирования местных бюджетов. Органы МСУ постоянно жалуются на недостаток средств, отсутствие полномочий. Между тем оппонируя им, финансисты отметили, что возможности увеличить доходы и улучшить благосостояние населения регионов есть. Местным органам дано законодательное право расширению налогооблагаемой базы. За счет местных налогов. Например, земельного. Местные кенеши вправе изменить тарифы и ставки, однако только в трех айыл окмоту пошли по этому непопулярному у населения пути, зато позволяющему увеличить доходы.
В помощь регионам, в республиканском бюджете на 2019 год предусматриваются дополнительные средства в размере 100 млн. сомов. Их распределением будет заниматься правительство. Деньги получат 30 айыл окмоту, но в том случае, если органы местного самоуправления перевыполнят сбор налогов по таким видам, как земельный налог, налог на имущество, аренда земли.