Заказчик: Институт политики развития в рамках проекта «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого правительством Швейцарии через Швейцарское управление по развитию и сотрудничеству (SDC) и выполняемого Институтом политики развития.
Предпосылки
Проект «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемый Швейцарским управлением развития и сотрудничества и выполняемый Институтом политики развития (далее – Проект ГГПОМСУ), работает на уровне местных сообществ и органов местного самоуправления в целях улучшения качества услуг за счет улучшения управления местным бюджетом. Важным направлением Проекта является развитие методологии общественного мониторинга (ОМ) публичных услуг, предоставляемых на местном уровне.
ОМ – это форма обратной связи, направленной на выстраивание устойчивой и восприимчивой к изменениям системы, необходимой конечным потребителям услуг. В тоже время, ОМ – форма участия граждан в управлении сервисной функцией государства.
В Кыргызской Республике в настоящее время применяется несколько методов общественного мониторинга услуг, привнесенных, в основном, теми или иными проектами развития в рамках международной помощи. Данные методы обладают рядом достоинств и рядом недостатков, некоторые из них могут быть эффективными при наличии либо финансовых ресурсов, либо больших организационных усилий.
Двумя основными проблемами существующих методов являются их неустойчивость после окончания проектов поддержки и отсутствие внутри органов МСУ механизмов трансформации результатов мониторинга и оценки в решения, направленные на улучшение качества оказываемых услуг.
Вместе с тем, во многих странах мира и международных сообществах развиваются новые методы общественного мониторинга услуг, в том числе, с широким использованием информационных технологий.
В Кыргызской Республике общественный мониторинг является механизмом закреплённым нормативно (Закон КР «О ГМУ») и в этом смысле для страны как никогда актуальны вопросы развития практического участия институтов гражданского общества в мониторинге качества публичных услуг, анализе проблем и препятствий, выработке совместных рекомендаций для представителей государственных органов, органов МСУ, институтов гражданского общества по перспективам развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг.
Методология
Учитывая вышесказанное, Проект ГГПОМСУ в конце 2017г. инициировал кабинетное исследование, нацеленное на выявление наиболее эффективных, экономичных и устойчивых методов общественного мониторинга публичных услуг, оказываемых гражданам органами местного самоуправления Кыргызской Республики. Данные методы, которые легко могут быть использованы потребителями услуг, позволят эффективно трансформировать результаты общественного мониторинга услуг в решения органов МСУ, направленные на улучшение данных услуг.
Рамки анализа
Отечественные и зарубежные практики общественного мониторинга, направленные на улучшения качества услуг, предоставляемых на местном уровне. В данном случае в это понятие включаются услуги/функции/сервисы государственных, муниципальных органов и учреждений, а также услуги, оказываемые и другими провайдерами.
Задачи
Методы
Условия включения метода в сравнительный анализ
Критерии оценки метода
В исследовании приняли участие разработчики методик ОМ, гражданские активисты и представители других заинтересованных групп. Всего было выделено 6 методик ОМ, апробированных в Кыргызской Республике на местном и страновом уровнях.
Отчет включает в себя описание нормативной правовой базы, международного опыта, описание методов ОМ, их оценка на основе согласованных критериев, выводы и рекомендации.
В обсуждениях вопроса общественного мониторинга на местном уровне участвовали два Проекта, финансируемые Правительством Швейцарии через Швейцарское Управление по развитию и сотрудничеству (SDC) для обеспечения синергии.