Совместный мониторинг и оценка осуществляется в целях обеспечения прозрачности, гласности и вовлечения членов сообщества в принятие общественно важных решений местного уровня, в определение и решение приоритетных вопросов села, а также для повышения эффективности использования средств местного сообщества, донорских организаций и органов местного самоуправления, направленных на развитие айылного аймака. (Раздел 27 Типового устава так описывает права и возможности сообщества участвовать в процессе совместного мониторинга и оценки).

Основные положения совместного мониторинга и оценки расписаны в Типовом уставе местного сообщества, утвержденном ГАМСУМО. Местные сообщества в момент обсуждения и принятия своего устава могут изменить или дополнить эти положения, однако рекомендуется сохранить важнейшие элементы, без которых система МиО не сможет работать эффективно.

Раздел 27 Типового устава так описывает права и возможности сообщества участвовать в процессе совместного мониторинга и оценки.
«27. Совместный мониторинг и оценка 
27.1. Совместный мониторинг и оценка осуществляется в целях обеспечения прозрачности, гласности и вовлечения членов сообщества в принятие общественно важных решений местного уровня, в определение и решение приоритетных вопросов села, а также для повышения эффективности использования средств местного сообщества, донорских организаций и органов местного самоуправления, направленных на развитие айылного аймака.
27.2. Задачами совместного мониторинга и оценки являются:

27.3. Для выполнения вышеуказанных задач айылный кенеш вправе создать рабочую группу по совместному мониторингу и оценке. Айылный кенеш вправе создавать дополнительные группы по совместному мониторингу и оценке по отдельным задачам, предусмотренным пунктом 27.2 настоящего Устава. Порядок осуществления деятельности групп по совместному мониторингу и оценке определяется айылным кенешем.
27.4. В состав группы по совместному мониторингу и оценке могут входить депутаты айылного кенеша, представители инициативных групп, некоммерческих организаций, члены местного сообщества и иные лица, независимо от пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств, носящих дискриминационный характер. Состав группы утверждается айылным кенешем.
27.5. Группа по совместному мониторингу и оценке вправе проводить мониторинг и оценку:

27.6. Для выполнения поставленных задач группа по совместному мониторингу и оценке:

27.7. Айыл окмоту вправе создавать группы по совместному мониторингу и оценке по вопросам, относящимся к его компетенции, для достижения целей и решения задач, предусмотренных пунктами 27.1–27.2 настоящего Устава (Может возникнуть ситуация, при которой айыл окмоту и местный кенеш создадут группы СМиО по одному и тому же вопросу. Целесообразнее в этом случае объединить усилия двух групп, включив в состав представителей исполнительного и представительного органа местного самоуправления. Такая ситуация маловероятна в случае, если графики и планы работы группы СМиО согласуются как с местным кенешем, так и с исполнительным органом МСУ – айыл окмоту).
27.8. Результаты деятельности группы совместного мониторинга и оценки вывешиваются на информационных стендах, распространяются в объявлениях, в средствах массовой информации, а также могут выноситься на сельский сход, общественные слушания, курултай для обсуждения».

Таким образом, постоянные группы Совместного мониторинга и оценки создаются для регулярного мониторинга на основании законов «О местном самоуправлении», «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 15 января 2014 года (Закон «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 15 января 2014 года. Закон принят в целях повышения эффективности и результативности действующей нормативной правовой базы Кыргызской Республики путем мониторинга и оценки нормативных правовых актов (стратегий/программ), принятых государственными органами и органами местного самоуправления. В частности, дополнения внесены в следующие законы Кыргызской Республики: «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности», «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики», «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О местном самоуправлении»), на основании раздела 27 Устава местного сообщества. При поддержке бюджетной комиссии местного кенеша группы СМиО смогут легитимно осуществлять свою деятельность.

Источник: Плановый мониторинг и регулярная оценка деятельности органов местного самоуправления со стороны местных сообществ / Практическое пособие / Комплекс учебных материалов «Участие граждан в местном самоуправлении Кыргызской Республики». Часть четвертая. / Ч. Биялиева, М. Султамбаев, С.Майрамбеков, Н. Добрецова. – Б.: Институт политики развития, 2015. – 40 с.