Учимся у успешных соседей: Обмен опытом по-эстонски
Об опыте Эстонии в сфере местного самоуправления и реформах, проводимых в этой сфере, рассказали участники поездки, которая состоялась в конце апреля 2017 года.
Три участника поездки по обмену опытом в Республику Эстония, состоявшейся в конце апреля 2017 года в рамках проекта “Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс”, финансируемого правительством Швейцарии и выполняемого Институтом политики развития, поделились своими впечатлениями и развития системы местного самоуправления в ходе мероприятия, проведенной 17 мая в Бишкеке.
- «Политическая и финансовая самостоятельность муниципалитетов Эстонии», Кайназаров Данияр, заместитель главы Александровского айыл окмоту Московского района Чуйской области
- «Административно-территориальная реформа Эстонии», Джекшембаев Бек, глава Юрьевского айыл окмоту Ысык-Атинского района Чуйской области
- «Межбюджетные отношения и электронная база муниципалитетов Эстонии», Сатыбеков Бакыт, Председатель ОНС Министерства финансов КР (онлайн презентация).
О существующей в Эстонии доброй традиции, существующей с 1994 года, согласно которой Правительство Республики Эстонии и местные самоуправления через свои ассоциации (союзы) ведут переговоры касательно бюджета и прочих вопросов об условиях работы местных самоуправлений, и о многом другом, рассказал заместитель главы Александровского айыл окмоту Московского района Данияр Кайназаров.
“Эстонская Республика – является демократической парламентской республикой, население которого составляет 1 млн. 352 тысяч человек, и на территории которой существует 213 муниципалитетов. При этом все они имеют равные права, будь это МСУ с 103 жителями (остров Piirissaare) или МСУ с населением 443 тысяч жителями ( г. Таллин). Касательно структуры МСУ, то Совет избирается местными жителями на 4 года и в нем должно быть не менее 7 членов. Председатель совета избирается членами совета не более чем на 4 года. Мэр избирается членами совета не более чем на 4 года. Местное самоуправление в Эстонии имеет свой бюджет и право вводить и собирать налоги. МСУ также самостоятельно определяет структуру и количество штатных единиц, при этом самостоятельно определяет размер заработной платы работников муниципалитета, - рассказал он.
Глава Юрьевского айыл окмоту Ысык-Атинского района Чуйской области Бек Джекшембаев рассказал об административно-территориальной реформы Эстонии: “Территория Эстонии разделена на уезды и волости и города. В Эстонии 15 уездов (районов) и 213 местных самоуправлений из них: 30 города и 183 волости. ´Административно-территориальная реформа в Эстонии проводится согласно специальному Закону об АТР. По предварительным данным количество муниципалитетов после АТР должна составлять до 78 самоуправлений. Цель административной реформы: – создать самоуправления, которые будут способны: оказывать жителям более качественные услуги, способствовать повышению конкурентоспособности регионов и самостоятельно выполнять возложенные на них задачи. Правительство договорилось, что до начала 2017 года органы МСУ после анализа и консультаций с населением будут вести переговоры об объединении самостоятельно. В случае объединения со стороны государства им будут выделены финансовые средства. А затем правительство уже по своему усмотрению начнет объединять самоуправления, не соответствующие устанавливаемым критериям или отказавшимся самоуправлениям в объединении. Завершить процесс объединения планируется к октябрю 2017 года, когда состоятся очередные местные выборы. С 2018 года в соответствии с законом об АТР будут расформированы уездные государственные администрации. Их функции и полномочия будут переданы муниципалитетам”.
По завершении презентаций участники смогли задать свои вопросы относительно схожих и различающих сторонах развития МСУ двух стран.