Эпидемия COVID - 19 и обнаженные проблемы органов МСУ

Эпидемия COVID - 19 и обнаженные проблемы органов МСУ

События весны 2020 года, связанные с эпидемией COVID-19, также обнажили ряд проблем органов МСУ, связанных с незавершенным разграничением расходных обязательств между республиканским и местными бюджетами, а также несовершенством межбюджетных отношений в целом.

Так, анализ ситуации, проведенный ИПР при поддержке Проекта “Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс” в апреле 2020 года, показал, что с задачами по финансированию противоэпидемиологических мероприятий и самоизоляции граждан относительно справляются крупные не дотационные органы МСУ. Однако расходы на данные цели несут все органы МСУ, вне зависимости от размера их бюджета и наличия выравнивающего гранта.

Органы МСУ за счет собственных средств финансируют:

  • приобретение хлорсодержащих препаратов для дезинфекции;
  • приобретение горюче-смазочных материалов для проведения дезинфекции;
  • приобретение защитных костюмов, масок, антисептиков, тепловизоров, респираторов, защитных очков;
  • оказание материальной помощи уязвимым слоям населения (мука, сахар, растительное масло и др.);
  • организацию вагонов и юрт для пропускных постов.

Часть этих расходов не может быть признана собственной функцией органов МСУ, например, приобретение защитных средств для работников здравоохранения и оказание массовой материальной помощи.

Особую тревогу вызывает финансовая способность органов МСУ обеспечить подготовку объектов здравоохранения к лечению инфицированных COVID-19. Ситуация, сложившаяся вокруг некоторых ГСВ, финансируемых из местного бюджета, говорит о том, что такие существенные различия в материально-техническом оснащении объектов, находящихся в ведении Министерства здравоохранения КР, и объектами, находящимися в ведении органов МСУ, могут привести к самым негативным последствиям, как для самих врачей и их семей, так и для общества. В целом в Кыргызской Республике многие органы МСУ продолжают финансировать некоторые расходы объектов здравоохранения, находящихся в муниципальной собственности.

Тревогу также вызывает финансовая способность органов МСУ обеспечить надлежащее санитарное состояние объектов образования – общеобразовательных школ и частично детских садов. Во множестве сельских школ питьевая вода доступна только по 3-5 часов в день, наблюдается практически повсеместное и полное отсутствие канализации, не хватает умывальников, нет горячей воды. Учитывая общую ситуацию в отношении местных бюджетов, есть большие сомнения в том, что органы МСУ смогут в течение лета 2020 года решить эти вопросы и обеспечить эпидемиологическую безопасность школьников к началу нового учебного года.

При этом сама функция образования не является вопросом местного значения, не входит в собственные функции органов МСУ, но фактически сейчас власть и общество возложат на органы МСУ ответственность за здоровье и жизнь детей, поскольку нет гарантии, что угроза заражения COVID-19 будет полностью устранена к сентябрю 2020 года. Обращаем Ваше внимание, что в течение 2018-2019 гг. Правительство КР рассматривало вопрос о передаче зданий общеобразовательных школ в государственную собственность, в управление Министерства образования КР, однако вопрос так и не был решен, несмотря на принятые решения и озвученную политическую волю.

НА ОСНОВАНИИ ИЗЛОЖЕННОГО, СОЮЗОМ МСУ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ИНСТИТУТОМ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ПОДГОТОВЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ БЮДЖЕТНОЙ РЕЗОЛЮЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2021 ГОД И ПРОГНОЗ НА 2022-2023 ГОДЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

  1. Незамедлительно осуществить передачу финансирования объектов здравоохранения и образования в республиканский бюджет либо изменить систему расщепления общереспубликанских налогов между республиканским и местными бюджетами;
  2. Провести анализ причин неисполнения ранее принятой Концепции развития межбюджетных отношений в КР и разработать новую концепцию на следующий среднесрочный период;
  3. Обеспечить соответствие темпов роста местных бюджетов темпам роста республиканского бюджета;
  4. Провести функциональный анализ органов МСУ с целью четкого определения должностных полномочий и нагрузки на муниципальных служащих.
  5. Усовершенствовать методику определения стоимости делегированных государственных полномочий, включая полномочия, делегируемые в момент чрезвычайных ситуаций и чрезвычайного положения, а также в сфере здравоохранения, образования и социального развития;
  6. Внедрить механизм дифференцированного определения нормативов отчислений от общегосударственных доходов по группам айылных аймаков, включение в которые зависят от того, какие виды налоговой базы превалируют на данной территории. Например, для группы органов МСУ, где нет формализованной торговли и доходный потенциал которых зависит от подоходного налога, сделать превалирующим именно этот налог, а для органов МСУ где развита формализованная торговля и есть большое количество индивидуальных предпринимателей, сделать превалирующим налог с продаж;
  7. Правительству КР совместно с Союзом МСУ КР разработать и внести на рассмотрение ЖК КР изменения в статью 29 БК КР, обеспечивающие планирование внутренних бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в соответствии с принципами бюджетирования на программной основе, и прозрачность информации, с тем чтобы ОМСУ обосновано разрабатывали свои Программы экономического и социального развития и планы и прогнозы местных бюджетов;
  8. Провести анализ составления расходных частей местных бюджетов органов МСУ на соответствие бюджетной классификации, по результатам анализа устранить несоответствия и проводить разъяснительную работу органам МСУ;
  9. Ускорить процесс разработки регламента взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам формирования и исполнения местных бюджетов;
  10. Осуществить анализ реализации Программы по развитию приграничных территорий, имеющих особый статус, и разработать новую на следующий среднесрочный период.

В отношении предложенного текста проекта Бюджетной резолюции предлагаем внести следующие редакционные изменения:

  1. В разделе I. «Основные направления бюджетной политики Кыргызской Республики на 2021-2023 годы»:
  • пункт 10 изложить в следующей редакции: «Предоставление органам МСУ полномочия по утверждению структуры и штатной численности исполнительного органа МСУ. Для предотвращения необоснованного увеличения числа муниципальных служащих, установить максимальную и минимальную штатную численность, в пределах которой органы МСУ сами будут формировать и утверждать структуру и штатную численность, адекватную их функциям»;
  • пункт 11 исключить. Данный пункт не несет смысловой нагрузки, так как объединяет в одну категорию территориальные подразделения государственных органов, местные государственные администрации и органы местного самоуправления и не учитывает разграничение полномочий между ними.
  1. В разделе IV «Развитие межбюджетных отношений в Кыргызской Республике»:
  • абзац первый изложить в следующей редакции: «Провести четкое разграничение функций и полномочий государственных органов и органов МСУ в соответствии с постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 17 октября 2019 года № 3296-VI и четко определить расходные обязательства между республиканским бюджетом и местными бюджетами, в том числе в сферах здравоохранения, образования, а также в условиях введения чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения»;
  • в абзаце шестой предложение «повысить прозрачность расчета трансфертов» заменить на «повысить прозрачность и открытость расчетов трансфертов путем автоматизации и обеспечения доступа к этой информации».

​С полным текстом можно ознакомиться пройдя по ссылке: http://dpi.kg/ru/press-room/news/full/1578.html 

Версия для печати: print

Мероприятия