Совместный мониторинг и оценка осуществляется в целях обеспечения прозрачности, гласности и вовлечения членов сообщества в принятие общественно важных решений местного уровня, в определение и решение приоритетных вопросов села, а также для повышения эффективности использования средств местного сообщества, донорских организаций и органов местного самоуправления, направленных на развитие айылного аймака. (Раздел 27 Типового устава так описывает права и возможности сообщества участвовать в процессе совместного мониторинга и оценки).

Основные положения совместного мониторинга и оценки расписаны в Типовом уставе местного сообщества, утвержденном ГАМСУМО. Местные сообщества в момент обсуждения и принятия своего устава могут изменить или дополнить эти положения, однако рекомендуется сохранить важнейшие элементы, без которых система МиО не сможет работать эффективно.

Раздел 27 Типового устава так описывает права и возможности сообщества участвовать в процессе совместного мониторинга и оценки.
«27. Совместный мониторинг и оценка 
27.1. Совместный мониторинг и оценка осуществляется в целях обеспечения прозрачности, гласности и вовлечения членов сообщества в принятие общественно важных решений местного уровня, в определение и решение приоритетных вопросов села, а также для повышения эффективности использования средств местного сообщества, донорских организаций и органов местного самоуправления, направленных на развитие айылного аймака.
27.2. Задачами совместного мониторинга и оценки являются:

  • мониторинг и оценка работы исполнительного органа местного самоуправления и качества муниципальных услуг;
  • мониторинг и оценка результатов реализации местных инициатив, проектов, программ, финансируемых из средств местного и (или) республиканского бюджетов, международных и иных донорских организаций, спонсоров и других источников, незапрещенных законодательством, и реализуемых на территории айылного аймака;
  • выработка рекомендаций по улучшению процесса реализации местных инициатив/проектов/программ, а также качества муниципальных услуг;
  • мониторинг межэтнических отношений на территории айылного аймака с целью раннего предупреждения и предотвращения межэтнических конфликтов.

27.3. Для выполнения вышеуказанных задач айылный кенеш вправе создать рабочую группу по совместному мониторингу и оценке. Айылный кенеш вправе создавать дополнительные группы по совместному мониторингу и оценке по отдельным задачам, предусмотренным пунктом 27.2 настоящего Устава. Порядок осуществления деятельности групп по совместному мониторингу и оценке определяется айылным кенешем.
27.4. В состав группы по совместному мониторингу и оценке могут входить депутаты айылного кенеша, представители инициативных групп, некоммерческих организаций, члены местного сообщества и иные лица, независимо от пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств, носящих дискриминационный характер. Состав группы утверждается айылным кенешем.
27.5. Группа по совместному мониторингу и оценке вправе проводить мониторинг и оценку:

  • деятельности айыл окмоту и его структурных подразделений, а также иных муниципальных организаций, предприятий и учреждений;
  • деятельности общественных организаций и объединений (ассоциация водопользователей (АВП), сельское объединение пользователей питьевой воды (СОППВ) и др.), предоставляющих услуги, касающиеся обеспечения жизнедеятельности местного сообщества соответствующей территории;
  • реализации планов развития айылного аймака (включая планы совместных действий, планы социально-экономического развития, планы стратегического развития и др.);
  • реализации местных инициатив/проектов/программ, финансируемых из средств местного и (или) республиканского бюджетов, международных и иных донорских организаций, спонсоров и других источников, незапрещенных законодательством Кыргызской Республики.

27.6. Для выполнения поставленных задач группа по совместному мониторингу и оценке:

  • утверждает план (график) работы (График работы группы СМиО необходимо согласовать с местным кенешем. Поскольку кенеш является заинтересованной стороной в получении результатов МиО, важно, чтобы депутаты были хорошо информированы о планах группы на самом начальном этапе);
  • проводит опросы (анкетирование);
  • проводит интервью с прямыми получателями услуг, и/или выгод от реализуемого проекта, с выездом на место;
  • осуществляет анализ документов (анкеты, графики, отчеты, регистрационные журналы, списки участников);
  • участвует в соответствующих мероприятиях (тендер, закуп, реализация инициатив/проектов/программ);
  • дает рекомендации для обеспечения качества предоставления услуг и/или своевременного завершения инициатив/проектов/программ;
  • своевременно информирует айыл окмоту, айылный кенеш и местное сообщество о выявленных проблемах в ходе реализации инициатив/проектов/программ, предоставления услуг, а также о результатах своей проделанной работы;
  • вносит предложения по улучшению предоставления услуг, реализации плана, корректировке хода исполнения проекта.

27.7. Айыл окмоту вправе создавать группы по совместному мониторингу и оценке по вопросам, относящимся к его компетенции, для достижения целей и решения задач, предусмотренных пунктами 27.1–27.2 настоящего Устава (Может возникнуть ситуация, при которой айыл окмоту и местный кенеш создадут группы СМиО по одному и тому же вопросу. Целесообразнее в этом случае объединить усилия двух групп, включив в состав представителей исполнительного и представительного органа местного самоуправления. Такая ситуация маловероятна в случае, если графики и планы работы группы СМиО согласуются как с местным кенешем, так и с исполнительным органом МСУ – айыл окмоту).
27.8. Результаты деятельности группы совместного мониторинга и оценки вывешиваются на информационных стендах, распространяются в объявлениях, в средствах массовой информации, а также могут выноситься на сельский сход, общественные слушания, курултай для обсуждения».

Таким образом, постоянные группы Совместного мониторинга и оценки создаются для регулярного мониторинга на основании законов «О местном самоуправлении», «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 15 января 2014 года (Закон «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 15 января 2014 года. Закон принят в целях повышения эффективности и результативности действующей нормативной правовой базы Кыргызской Республики путем мониторинга и оценки нормативных правовых актов (стратегий/программ), принятых государственными органами и органами местного самоуправления. В частности, дополнения внесены в следующие законы Кыргызской Республики: «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности», «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики», «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О местном самоуправлении»), на основании раздела 27 Устава местного сообщества. При поддержке бюджетной комиссии местного кенеша группы СМиО смогут легитимно осуществлять свою деятельность.

Источник: Плановый мониторинг и регулярная оценка деятельности органов местного самоуправления со стороны местных сообществ / Практическое пособие / Комплекс учебных материалов «Участие граждан в местном самоуправлении Кыргызской Республики». Часть четвертая. / Ч. Биялиева, М. Султамбаев, С.Майрамбеков, Н. Добрецова. – Б.: Институт политики развития, 2015. – 40 с.

 

Версия для печати: print

Мероприятия