Повышение устойчивости и эффективности системы усиления потенциала органов МСУ в Кыргызстане

Повышение устойчивости и эффективности системы усиления потенциала органов МСУ в Кыргызстане

В период с сентября 2020 года по март 2022 года на всей территории Кыргызстана Проект "Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс" окажет поддержку ГКС КР и ГАМСУМО в этом направлении.

3 ноября 2020 года в Бишкеке состоялся «круглый стол» по обсуждению системы повышения потенциала муниципальных служащих и поддержки развития местного самоуправления (МСУ) в Кыргызстане в целом. В ходе мероприятия были также представлены результаты исследования уровня доверия граждан Кыргызской Республики к органам местного самоуправления (МСУ), удовлетворенности качеством местных услуг и условиями участия граждан в процессе принятия решений1.

Мероприятие было организовано Проектом «Голос граждан и подотчетность органов МСУ: бюджетный процесс», финансируемого правительством Швейцарии через Швейцарское Управление по Развитию и Сотрудничеству (SDC) и выполняемого Институтом политики развития (далее – Проект).

В обсуждении приняли участие представители Государственного Агентства по делам МСУ и межэтнических отношений при правительстве Кыргызской Республики (ГАМСУМО), Государственной кадровой службы (ГКС), Министерства финансов, Союза МСУ КР, а также проектов, ведущих свою деятельность в Кыргызстане в сфере местного развития: «Улучшение услуг на местном уровне» (PSI / SDC), «Сильная парламентская демократия при активном участии граждан» (SIPD / UNDP) и «Успешный аймак» (USAID). 

Первая часть мероприятия была посвящена презентации Проекта о предстоящей деятельности в период с сентября 2020 года по март 2022 года на всей территории Кыргызстана. В частности, была представлена информация о Проекте, в рамках которого и будет оказана поддержка ГКС КР и ГАМСУМО в указанный период.

«Последние 9 лет Проект оказал поддержку Правительству и Парламенту Кыргызской Республики в совершенствовании законодательства, направленного на развитие местного самоуправления, создание условий для обеспечения органами МСУ прав граждан на участие в местном самоуправлении, в бюджетном процессе. Теперь же, на этапе выхода2, усилия Проекта будут направлены на обеспечение устойчивости, чтобы спрос на подотчетность со стороны граждан и ответ на этот спрос со стороны органов МСУ далее не зависели от наличия или отсутствия Проекта. Разумеется, представленные сегодня результаты исследования, которое оценивало процессы, происходящие на уровне местных сообществ Кыргызской Республики, и полученные в ходе социологических опросов, и другие данные, которые Институт политики развития аккумулирует в ходе работы с местными сообществами и органами управления, начиная с 2007 года, будут также учтены в планировании действий в рамках Проекта. Продолжительность наблюдений позволяет оценить динамику изменения отношения граждан к местному самоуправлению (далее – МСУ), их возможность и готовность принимать участие в местном развитии; уровень прозрачности, подотчетности и открытости органов МСУ, а также уровень доверия граждан и мнение граждан об уровне коррупции в МСУ. Следовательно, мы должны учесть их мнения и принять меры по восполнению допущенных пробелов”, – сказал Бекболот Бекиев, руководитель Проекта.

По его словам, за указанный период Проект будет работать по двум основным направлениям:

  • В рамках Направления 1 «Повышение устойчивости и эффективности системы наращивания потенциала органов МСУ» Проект поддержит инициативу партнеров в лице ГАМСУМО, Союза МСУ и ИПР для обеспечения доступа органов МСУ к передовым методам управления, обмену знаниями и опытом через Портал лучшей практики МСУ. Проект также поддержит усилия Государственной кадровой службы по совершенствованию официальной системы повышения квалификации муниципальных служащих с участием региональных университетов и других учебных учреждений. Региональным университетам также будет оказана дополнительная поддержка для развития их возможностей предоставлять обучение муниципальным служащим.
  • В рамках Направления 2 «Усиление участия граждан в принятии решений на местном уровне, включая бюджетный процесс, с учетом гендерного баланса и участия уязвимых слоев населения» Проект окажет помощь национальному уровню управления в закреплении правовых и технических условий для реализации права граждан на участие в бюджетном процессе. Усилия будут сосредоточены в направлении разработки и принятия Кодекса о местном самоуправлении, информационной кампании по разъяснению его положений, а также продвижении механизмов мониторинга национального законодательства на соответствие международным принципам развития местного самоуправления. Одним из механизмов такого мониторинга может стать Европейская хартия о местном самоуправлении.

Кроме того, весной 2021 года в рамках Проекта запланировано проведение Школы лидерства для молодых женщин, намеревающихся претендовать на места в местных кенешах. В дополнение к общим семинарам по личному развитию в области лидерства, коммуникации и создания сетей, Школа будет предоставлять базовые тренинги по муниципальному управлению, существующим основам политики, участию местного сообщества и гражданского общества, а также составлению бюджета с учетом гендерных аспектов.

Руководителем Проекта было также отмечено, что в целях укрепления финансовой стабильности органов МСУ и их способности отвечать на приоритетные потребности граждан, Проект будет содействовать Союзу МСУ в процессе организации межбюджетного диалога между органами МСУ и государством. Это поможет улучшить предсказуемость местных доходов и будет способствовать более прозрачному процессу выравнивания и стимулирования государственного бюджета с целью выравнивания и стимулирования органов МСУ.

Председатель правления ИПР Надежда Добрецова и Координатор по вопросам повышения потенциала муниципальных служащих и работе Проекта на национальном уровне Нурдин Кумушбеков презентовали тему “Повышение потенциала муниципальных служащих: опыт, новые вызовы, потребности и возможности, роли сторон”:

  • “Видение будущей системы повышения профессиональной квалификации муниципальных служащих и усиления потенциала депутатов местных кенешей”, презентатор – Надежда Добрецова. (СКАЧАТЬ)
  • “Модель обучения (повышение квалификации) муниципальных служащих (новая)”, презентатор – Нурдин Кумушбеков. (СКАЧАТЬ)

Во-второй части мероприятия Председатель правления ИПР, руководитель аналитической группы Надежда Добрецова представила вниманию участников результаты исследования уровня доверия граждан Кыргызской Республики к органам местного самоуправления и удовлетворенности качеством местных услуг и условиями участия граждан в процессе принятия решений. 

По завершении презентаций, участники обсудили предлагаемые механизмы и высказали свои комментарии.  

О. Тарбинский, заместитель директора ГКС: «Нам казалось, что мы уже создали более или менее устойчивую систему повышения квалификации государственных и муниципальных служащих с 2014 года. Но служащий должен проходить переподготовку не реже, чем каждые 3 года, однако, часто он уходит с этой должности уже через год-два и на его место приходит новый человек. И вся процедура обучения начинается заново.  Поэтому обстоятельства заставляют нас дальше пересматривать систему. Есть также другой момент, который мы никак не можем игнорировать. Это – желание самих сотрудников повышать свою квалификацию. Мы знаем, что средств на обучение служащих из государственного бюджета выделяется мало. Но проблема заключается еще и в том, что государственные органы и органы МСУ не борются за свое право повышать квалификацию. Они рассматривают это как назойливую обязанность, а не как возможность. Ведь на время обучения место работника пустует, его обязанности перекладывают на другого сотрудника.».

Представитель ГАМСУМО Шамеев А. предложил включить ГАМСУМО в процесс отбора служащих для направления обучаться: «В оценке потребностей на обучение, отборе служащих для обучения большая роль отводится Союзу МСУ. Но как госорган предлагаю включить ГАМСУМО. Потому что представитель от государственной структуры нужен обязательно. И в качестве предложения, полагаю, что нужно создать единую базу данных с информацией о том, кто кого и когда обучил. Потому что органы МСУ часто сами путаются в темах обучения».

Участники также обсудили цель создания портала лучшей практики МСУ и функции, миссию и вопрос финансовой устойчивости по завршении технической помощи проектов.  

Надежда Добрецова ответила на вопросы и продемонстрировала портал, отметив, что портал будет открыт для всех, но постепенно будут появляться отдельные платные функции, например, платные семинары, данные.

“Портал будет многофункциональным источником информации о лучшей практике местного самоуправления, обеспечивающим постоянный доступ руководителей и сотрудников органов МСУ, депутатов местных кенешей и представителей местных сообществ к актуальному, качественному, доступному и применимому опыту развития местного самоуправления. Первые 2 года существенную поддержку оказывают проекты SDC. На полное самофинансирование мы планируем выйти к концу 2023 года. Что касается работы Портала, то между ИПР, Союзом МСУ и ГАМСУМО будет подписан простой договор товарищества”, –сказала она. 

 

________________

[1] Э-версия результатов исследования на русском, кыргызском и английском языках доступна на сайтах Института политики развития (http://dpi.kg/ru/library/analytics/) и Проекта (http://vap.kg/ru/press_room/publications/).

[2] Цель заключительной фазы заключается в консолидации достигнутых результатов и распространении полученного опыта среди всех органов МСУ КР. Подробнее: http://vap.kg/ru/press_room/news/full/1086.html

Версия для печати: print

Мероприятия